ПРОЕКТ
Информационная акция в поддержку Стокгольмской конвенции.
Информирование общественности Республики Казахстан и других стран
Центральной
Азии о СОЗ и Стокгольмской конвенции.
Ситуация с загрязнением окружающей среды
в Республике Казахстан
В Концепции экологической безопасности РК определен ряд локальных
экологических проблем.
К локальным экологическим проблемам относятся:
2. Бактериологическое и химическое загрязнения.
2.1. Бактериологическое загрязнение.
2.2. Химическое загрязнение.
Среди химических веществ особую опасность в Казахстане представляют стойкие
органические загрязнители (СОЗ).
Стойкие органические загрязнители (СОЗ) - разнородная группа химических веществ.
СОЗ высокотоксичны, способны наносить вред дикой природе и здоровью человека
даже в очень низких концентрациях. Химические соединения и смеси этой группы
переносятся по воздуху, воде и мигрирующими видами животных, а также осаждаются
на большом расстоянии от источника их выброса, накапливаясь в экосистемах суши и
водных экосистемах.
В мае 2001 года Правительством Республики Казахстан была подписана Стокгольмская
конвенция о стойких органических загрязнителях.
Значительную часть СОЗ в Казахстане составляют пестициды. Промышленные СОЗ
образуются и используются на предприятиях энергетической, нефтеперерабатывающей
и химической промышленности.
Учитывая опасное влияние на природную среду и возможность приведения к
необратимым процессам на генетическом уровне, необходимо в течение 2005-2006
годов разработать программу контроля, мониторинга и управления СОЗ.
СОЗ в Казахстане
Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ) была
подписана Правительством Республики Казахстан в мае 2001 г.
После того, как 50 стран официально ратифицировали ее, Конвенция вступила в силу
17 мая 2004 г.
Из стран СНГ на сегодняшний день Стокгольмскую конвенцию подписали Грузия,
Казахстан (май 2001 г.), Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина,
ратифицировали - Армения и Азербайджан.
В начале 2004 года в Казахстане завершилась предварительная инвентаризация
устаревших и непригодных к использованию пестицидов - химических веществ,
применяемых для защиты растений от вредителей, а также для уничтожения сорняков.
Инвентаризация была проведена в рамках проекта ПРООН/ГЭФ «Начальная помощь
Республике Казахстан по выполнению обязательств по Стокгольмской конвенции о СОЗ».
Инвентаризация проходила по двум направлениям - СОЗ-пестициды и ПХД (полихлордифенилы).
Целью инвентаризации было выявление старых, заброшенных, неучтенных, разрушенных
складов пестицидов; выявление среди хранящихся пестицидов и их смесей,
препаратов, отнесенных к стойким органическим загрязнителям; определение объемов
непригодных к использованию пестицидов и тары из-под них.
18 мая в Астане прошел семинар по итогам проведения предварительной
инвентаризации стойких органических загрязнителей (СОЗ) в Казахстане.
Организаторами семинара выступили ПРООН, Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ),
Министерство охраны окружающей среды РК.
Всего в результате проведенных обследований бывших складов «Сельхозхимии»,
складов бывших колхозов и совхозов, аэродромов сельхозавиации было обнаружено
более 1500 тонн пестицидов и их смесей. Из них собственно СОЗ-пестицидов - 41,7
тонн. Среди устаревших пестицидов впервые обнаружено присутствие альдрина,
дельдрина, гексахлорбензола.
Общее количество ПХД-содержащего оборудования превышает 38 тыс. единиц;
содержание ПХД в оборудовании превышает 700 т.
Подсчитать количество устаревших пестицидов, захороненных в закрытых и
действующих могильниках, еще только предстоит.
В числе основных причин накопления устаревших пестицидов были названы:
• неэффективная система приобретения/поставок пестицидов;
• длительное хранение пестицидов с коротким сроком хранения;
• неудовлетворительная организация хранения и учета;
• непрактичный размер упаковки, контейнеров, плохое качество тары;
• нарушения целостности упаковки;
• истекшие сроки реализации и др.
Инвентаризация выявила ряд проблем.
По информации менеджера проекта ПРООН/ГЭФ «Начальная помощь Республике Казахстан
по выполнению обязательств по Стокгольмской конвенции о СОЗ» Марата Ишанкулова,
инвентаризация носила лишь предварительный характер и есть необходимость
дополнительного изучения территорий, загрязненных СОЗ.
Некоторым барьером на пути реализации проекта было отсутствие в Казахстане
специального законодательства о СОЗ. Эксперты считают, что создание специального
закона позволит создать единую систему управления СОЗ в РК, так как внутри- и
межведомственная разобщенность не способствует эффективному управлению СОЗ.
Закон РК о СОЗ позволит повысить эффективность выполнения обязательств, принятых
РК по Стокгольмской конвенции.
В ходе инвентаризации проводился анализ образцов только из числа минеральных
субстратов (это отвечало целевым установкам инвентаризации). Но было важно также
проведение анализов биологических объектов. В стране нет аккредитованной
лаборатории международного уровня, ориентированной на решение задач
Стокгольмской конвенции. Поэтому еобходимо создание химико-аналитической базы.
Необходимо также создание единой системы управления СОЗ - Центра по устаревшим
пестицидам (в т.ч. по СОЗ-пестицидам), который занимался бы мониторингом и
контролем над опасными отходами.
Требует решения вопрос утилизации тары из-под пестицидов. По предварительным
данным национальной инвентаризации, ее количество превышает 300 тысяч единиц.
Тара представляет реальную угрозу для населения, так как часто используется в
хозяйственных целях, для хранения пищевых продуктов и воды. И население мало
осведомлено об исходящей от нее угрозе для здоровья.
Ежегодно увеличивается количество тары из-под пестицидов, особенно
пластмассовой, захоронение которой нельзя осуществить из-за инертности
пластмассы, а уничтожать ее простым сжиганием нельзя из-за неконтролируемых
выбросов продуктов сгорания в воздух. Особую опасность данные выбросы
представляют в связи с возможным содержанием в выбросах диоксинов и фуранов,
контроль которых затруднен из-за отсутствия аналитических лабораторий,
занимающихся определением этих показателей.
Несмотря на ежегодное выделение республиканским бюджетом средств на проведение
захоронения устаревших пестицидов и тары из-под них, мероприятия остаются
невыполненными из-за отсутствия полигонов-могильников, отвечающих
квалификационным требованиям. Необходимо строительство их в регионах.
Проведенная инвентаризация выявила настоятельную необходимость разработки и
внедрения в Казахстане экологически безопасных технологий уничтожения запасов
устаревших пестицидов и тары.
Необходимо определить меры по реабилитации мест хранения устаревших пестицидов и
загрязненных территорий с учетом экологического риска, экономических и
технических возможностей.
Требуется формирование аналитической базы для осуществления государственного
экологического и санитарно-гигиенического контроля содержания СОЗ в окружающей
среде.
Необходимо совершенствование законодательной базы и разработка национального
плана действий по уничтожению стойких органических загрязнителей.
В ближайшее время группе реализации проекта предстоит:
1. Инициировать ратификацию:
а) Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях;
б) Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в
отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной
торговле в целях устранения опасности, связанной с неправильным хранением,
контрабандой, и транспортировкой.
2. Создать Национальный план выполнения обязательств Республики Казахстан по
Стокгольмской конвенции о СОЗ и др.
24 мая 2004 г. Комитет по аграрным вопросам Мажилиса Парламента РК одобрил
проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты растений»
на рассмотрение Мажилиса Парламента РК.
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в
некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты растений»
разработан в целях урегулирования общественных отношений, возникающих в процессе
осуществления деятельности по производству (формуляции) и реализации пестицидов
(ядохимикатов) в Республике Казахстан.
В настоящее время в Республике Казахстан зарегистрировано более 250 пестицидов
(ядохимикатов). Ежегодно перечень зарегистрированных пестицидов пополняется
15-20 новыми препаратами. Расширяется также перечень пестицидов (ядохимикатов),
которые производятся (формулируются) в республике.
Кроме того, зачастую реализацией пестицидов занимаются случайные лица, не
имеющие навыков, специального образования, приспособленных складских помещений,
не достаточно понимающие потенциальную опасность пестицидов для здоровья людей и
окружающей природной среды.
Принимая во внимание социальную и экологическую значимость данных вопросов, а
также то, что пестициды (ядохимикаты) являются потенциально опасными веществами,
которые могут оказывать отрицательное воздействие на здоровье человека и
загрязнять окружающую среду, а их производство (формуляция) и реализация
относится к экологически опасным видам деятельности, вносятся поправки,
касающиеся лицензирования деятельности по производству (формуляции) и реализации
пестицидов (ядохимикатов).
Введение указанной нормы позволит усилить контроль за производством (формуляцией)
и реализацией пестицидов (ядохимикатов), что в свою очередь снизит риск
возможного негативного влияния препаратов на здоровье людей и состояние
окружающей природной среды, а также создаст дополнительный барьер для
проникновения на казахстанский рынок запрещенных и других особо опасных
токсичных препаратов, в том числе относящихся к стойким органическим
загрязнителям.
Стокгольмская Конвенция предполагает активное участие общественности в ее
реализации.
Экологические неправительственные организации Казахстана выступили с Обращением
к правительству страны ратифицировать в ближайшие сроки Стокгольмскую конвенцию
о стойких органических загрязнителях (СОЗ). Обращение было направлено в адрес
Президента страны, Парламента, ООН, Министерства охраны окружающей страны,
других министерств и ведомств.
НПО Казахстана считают целесообразным разработать механизмы и процедуры
общественного участия в реализации Конвенции, принципы взаимодействия с
представительной и исполнительной властью по вопросам, связанным с ядовитыми
химическими веществами.
По мнению экологических НПО Казахстана, первостепенные действия, учитывая
глобальный характер СОЗ и актуальность этой проблемы для Казахстана, должны быть
направлены на совершенствование законодательства – необходимо осуществить
гармонизацию национального законодательства и Стокгольмской конвенции, а также
разработать специальные национальные законы о СОЗ либо отразить вопросы СОЗ в
действующем экологическом законодательстве.
Проблемы СОЗ актуальны не только для Казахстана, но и в целом для Центральной
Азии.
Межгосударственное взаимодействие, как считают «зеленые» Казахстана, может
включать: создание центральноазиатской сети по проблемам СОЗ и ее
представительств в странах Центральной Азии; исследование и анализ существующих
технологий по уничтожению СОЗ (с точки зрения их безопасности для здоровья людей
и состояния окружающей среды) и их внедрение; создание баз данных о СОЗ в
странах Центральной Азии; консультации и обмен опытом, экспертную помощь;
информационно-просветительскую деятельность, включающую предоставление
общественности результатов инвентаризации и материалов по СОЗ на государственном
и других языках, введение учебного курса по СОЗ в школах, вузах и других учебных
заведениях и т.п.
Совместные акции и действия государственных органов и НПО могут включать
проведение различных акций и кампаний по СОЗ; создание органа общественного
контроля над запасами и отходами производства, содержащими СОЗ, а также над
действиями промышленных предприятий, связанных с СОЗ (включая участие
общественности в выявлении несанкционированных запасов устаревших и запрещенных
пестицидов); участие в международных проектах по решению проблем СОЗ и т.п.
<< НАЗАД
::
В НАЧАЛО
::
ДАЛЕЕ >> |