подписка
Добавить в Избранное
в избранное

язык
НОВОСТИ ПРОЕКТЫ ПАРТНЁРЫ О НАС

ПРОЕКТ
Информационная акция в поддержку Стокгольмской конвенции.
Информирование общественности Республики Казахстан и других стран
Центральной Азии о СОЗ и Стокгольмской конвенции.

Ситуация с загрязнением окружающей среды
в Республике Казахстан

В Концепции экологической безопасности РК на 2004-2015 гг., которая была одобрена указом Президента Казахстана от 3 декабря 2003 г., в числе основных задач экологической безопасности названы задачи по реабилитации зон экологического бедствия, полигонов военно-космического и испытательного комплексов; ликвидации и предотвращению загрязнений воздушного бассейна; ликвидации радиоактивного, бактериологического и химического загрязнений (в том числе трансграничных загрязнений); сокращение объемов накопления промышленных и бытовых отходов и др.

Решение поставленных задач будет достигнуто путем:

- совершенствования и систематизации законодательства Республики Казахстан;
- экономических механизмов природопользования;
- государственного экологического контроля и экологического мониторинга;
- оптимизации разрешительной системы природопользования и экологической экспертизы;
- развития научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды;
- экологического образования и участия общественности;
- расширения международного сотрудничества.


Планируется реализация ряда следующих программ:

- по снижению выбросов парниковых газов в Республике Казахстан до 2015 года;
- по ликвидации исторических загрязнений;
- по совершенствованию управления промышленными и бытовыми отходами;
- по мониторингу экологического состояния территорий полигонов военно-космического и испытательного комплексов и др.


В октябре 2003 г. состоялось заседание специальной рабочей группы по реализации планов действия по охране окружающей среды государств Европейской организации экономического сотрудничества. Сопредседателем рабочей группы была избрана министр охраны окружающей среды РК (МООС РК) Айткуль Самакова.

На заседании специальной рабочей группы было предложено определить Казахстан как модельное государство по реформированию системы охраны окружающей среды и гармонизации природоохранного законодательства с подобным законодательством Европейского союза.


«Идею и структуру нового экологического законодательства мы ориентируем на Европейский союз, как наиболее важного внешнего торгового и инвестиционного партнера», - говорит министр охраны окружающей среды РК.

Законодательство

Основными законодательными актами Республики Казахстан, регулирующими вопросы отходов производства и потребления, являются законы «Об охране окружающей среды», «О недрах и недропользовании», «Об использовании атомной энергии» (последний регламентирует вопросы радиоактивных отходов).

В феврале 2003 года Казахстан ратифицировал Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.


В стране предусмотрено нормирование качества окружающей среды. Оно включает в себя, например, следующие основные виды нормативов: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде, нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия, предельно допустимые нормы применения ядохимикатов в сельском и лесном хозяйстве и др.

Министерством охраны окружающей среды начата работа по реформированию природоохранного законодательства - суть заключается в систематизации многочисленных экологических законодательных норм и повышении их эффективности. Для этого разрабатывается проект Кодекса охраны окружающей среды или как его еще называют, Экологического кодекса. Значительное место в нем будет уделено вопросам отходов производства и потребления.

Министерством охраны окружающей среды разработан и Правительством рассмотрен законопроект «Об обязательном экологическом страховании». Он касается предприятий, осуществляющих экологически опасные виды деятельности и предусматривает, что накопленные в страховых организациях средства, будут гарантировать возмещение ущерба окружающей среде даже в случае значительных аварий и катастроф.

МООС планирует также разработку проекта нового закона «Об экологическом аудите», необходимого для осуществления обязательного экологического страхования.

Министерством охраны окружающей среды разработан законопроект, который предусматривает внесение в законодательство изменений и дополнений по вопросам отходов производства и потребления. Изменения и дополнения предусматривают требования к обращению с отходами, их размещению, трансграничному перемещению, определяют функции государственных органов, деятельность которых связана с отходами.

Министерством охраны окружающей среды совместно с заинтересованными государственными органами будет разработан ряд правовых актов, предусматривающих разработку нормативов обращения с отходами, определение классов их опасности, лимитов на их размещение, порядок паспортизации отходов и т.п.

Совершенствование норм законодательства по вопросам отходов производства и потребления производится с целью:

- внедрения в Казахстане общепринятых в мировой практике принципов государственной политики в сфере отходов производства и потребления;
- упорядочения функций государственных органов в области обращения с отходами, организации ведения единого учета отходов (на основе современной классификации, соответствующей международным стандартам), создания государственного кадастра отходов;
- максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья и др.

В ноябре 2003 г. состоялись парламентские слушания «Отходы производства и потребления: проблемы и пути их решения». По итогам слушаний были выработаны рекомендации.

Комитет по вопросам экологии и природопользования Мажилиса Парламента рекомендовал:

Правительству РК

- внести в Парламент РК проект закона «Об отходах производства и потребления»;
- обеспечить ведение кадастров по техногенным минеральным образованиям и другим видам отходов;
- разработать и утвердить новый классификатор отходов (с учетом международной практики);
- создать необходимые условия для внедрения экологически чистых и безотходных технологий, предотвращающих загрязнение окружающей среды;
- оказать поддержку неправительственным объединениям по проведению демонстрационных проектов, обучающих программ и привлечению общественности к вопросам «Более Чистого Производства» и предотвращения загрязнений;
- разработать более совершенные методики по определению ставок платежей за размещение отходов;
- предусмотреть стабильность налогового режима для природопользователей, в т.ч. размера ставки платежей за размещение отходов;
- изучить и внести в Парламент Республики Казахстан соответствующие предложения по совершенствованию механизма аккумуляции платежей за размещение отходов в специальном фонде;
- рассмотреть возможность целевого использования платежей за размещение отходов для решения экологических проблем предприятий, осуществляющих эти платежи;
- ежегодно предусматривать в республиканском бюджете финансирование (софинансирование) проектов по ликвидации исторических отходов (на первом этапе рассмотреть проект по ликвидации трансграничного загрязнения реки Илек шестивалентным хромом и рекультивации хвостохранилища низкорадиоактивных отходов в г. Степногорске);
- рассмотреть вопрос финансирования строительства межрегиональных пунктов захоронения радиоактивных отходов в западном и центральном регионах республики;
- рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот при инвестировании средств в производство, использующее техногенные отходы в качестве сырья.


Был дан ряд рекомендаций министерствам и ведомствам, которые занимаются вопросами отходов.

В Концепции экологической безопасности РК определены национальные экологические проблемы. К ним относятся:


1. Исторические загрязнения (к историческим источникам загрязнения относятся накопившиеся отходы прежней деятельности предприятий нефтегазового комплекса, теплоэнергетики, горнорудной и перерабатывающей промышленности, а также бесхозные скважины, шахты и рудники (в том числе с радиоактивными отходами), хвостохранилища и накопители сточных вод, которые являются реальной угрозой экологической безопасности страны).

В начале 2003 года Казахстан присоединился к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, что позволило установить новые таможенные правила по декларированию опасных отходов и предотвратить в будущем их поступление на территорию республики под видом вторичного сырья и продукции.

В настоящее время в Казахстане реализуются Программа по ликвидации радиоактивных отвалов уранодобывающей промышленности и Программа по ликвидации бесхозных нефтяных и самоизливающихся гидрогеологических скважин. Однако эти программы не полностью охватывают все виды исторических загрязнений. Поэтому существует необходимость разработки специальной программы по ликвидации исторических загрязнений. В этой программе предполагается поэтапно, до 2006 года, провести полную инвентаризацию всех объектов исторических загрязнений с оценкой их воздействия на окружающую среду, а с 2010 года начать работы по ликвидации таких объектов.

2. Вопросы трансграничного характера (к трансграничным экологическим проблемам относятся, например, вопросы загрязнения трансграничных водных объектов, атмосферного воздуха и почвы, перемещения опасных технологий, веществ и отходов, разработки приграничных месторождений полезных ископаемых, сохранения уникальных природных комплексов и др.).

Казахстан присоединился к Хельсинской конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, позволяющей сформировать единые правовые подходы к решению проблем рационального использования и охраны трансграничных рек.
Однако остальные страны Центральноазиатского региона не присоединились к данной Конвенции и поэтому не приняли меры по предупреждению возможного трансграничного воздействия утечки опасных веществ и выполнению принципа «загрязнитель платит».

В Концепции определено, что для предупреждения и ликвидации экологических угроз трансграничного характера необходимо, в частности:

- провести в 2005-2007 годах совместные исследования по экологической оценке приграничных районов Казахстана и сопредельных государств;
- решить трансграничные водные проблемы путем продвижения инициатив Казахстана по присоединению центральноазиатских государств к Хельсинской конвенции.


3. Воздействие полигонов военно-космического и испытательного комплексов

В настоящее время на территории Республики Казахстан функционируют четыре военно-испытательных полигона и комплекс «Байконур».

Реальную экологическую угрозу представляют упавшие и падающие на землю фрагменты ракет, разливы высокотоксичного топлива и другие факторы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и проживающее в непосредственной близости население.

В настоящее время проводятся научно-исследовательские работы по бюджетной программе «Мониторинг экологического состояния участков территории Республики Казахстан, подверженных ракетно-космической деятельности», продолжаются работы по программе обследования территории военно-испытательного полигона «Капустин яр».

Снижение воздействия ракетно-космической деятельности на окружающую среду и здоровье населения, обеспечение экологической безопасности ракетно-космических комплексов приобретают все большую актуальность. В этой связи в 2005 году планируется разработать отраслевую программу по мониторингу экологического состояния территорий полигонов.

Также в рамках Программы развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса страны на 2003-2010 годы начаты комплексные гидрогеологические и геоэкологические исследования территорий военно-испытательных полигонов.

:: ДАЛЕЕ >>

НАШИ ПРОЕКТЫ | Информационная акция в поддержку Стокгольмской конвенции 

новости :: проекты :: партнёры :: о нас

Copyright © 2003 Solo design