подписка
Добавить в Избранное
в избранное

язык
НОВОСТИ ПРОЕКТЫ ПАРТНЁРЫ О НАС
НОВОСТИ

АГЕНТСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НОВОСТЕЙ
"GREENWOMEN"
СООБЩАЕТ:


18/03/2005
*******************

Пресс-релиз
В мае 2005 г. в Алматы состоится Вторая конференция Сторон Орхусской конвенции.

В ней будут участвовать министры и главы делегаций Сторон Конвенции из различных государств, парламентарии, представители международных и местных неправительственных организаций.

Орхусская Конвенция - документ принципиально нового типа. Это - не просто соглашение по охране окружающей среды. Это - соглашение об ответственности государств перед обществом, об их обязанности не только предоставлять необходимую информацию, но и сотрудничать с неправительственными организациями (НПО) как с равноправным партнером. Конвенция непосредственно увязывает права человека на благоприятную окружающую среду с его основными правами.

Основные положения Орхусской конвенции - участие общественности в процессе принятия решений и доступ к информации и правосудию по вопросам экологии. Орхусская Конвенция была принята 25 июня 1998 года на 4-й Конференции министров окружающей среды европейских стран в городе Орхус (Дания). Уже тогда ее подписали 38 стран. Казахстан подписал Конвенцию также 25 июня 1998 года, ратифицировав ее в октябре 2000 года.

Один из важных вопросов, который включен в повестку дня Второй встречи и будет активно обсуждаться – генетически измененные организмы (ГИО) или генетически модифицированные организмы (ГМО).

ГМО - это обычные растения и животные, в ДНК которых вживляют гены других животных и растений. Таким образом, избавляются от нежелательных качеств и добавляют желаемые. Причем, растению может быть вживлен ген животного. На вид продукт, который был произведен при помощи трансгенной технологии, не отличить от обычного.

ГМО передают искусственно измененную ДНК из поколения в поколение. Такие организмы в природе способны на генетическое загрязнение, то есть передачу собственной измененной ДНК диким сородичам. Некоторые страны начали создавать системы биобезопасности для того, чтобы определить свое отношение к практическому использованию достижений генной инженерии.

В Орхусской Конвенции есть пункты, посвященные ГМО – в частности, участию общественности в процессе принятия решений по ГМО.

Участники Встречи в Алматы считают важными вопросы применения положений Орхусской конвенции к процедурам принятия решений по ГМО и участия общественности в процессе принятия решений по ГМО. Важными потому, что до сих пор не принято решение о позиции Сторон в отношении ГМО.

Ранее, во время продолжительных дискуссий во время заседаний Рабочих групп по вопросам ГМО (РГ ГМО) (заседания проходили в разные годы в Женеве и РГ ГМО вошли представители разных стран), стороны так и не нашли наиболее приемлемого из пяти предлагаемых вариантов, позволяющего применять положения Орхусской конвенции к процедурам принятия решений по ГМО (подробности по вариантам - см., пожалуйста, в приложении).

Жесткую неуступчивую позицию в вопросе ГМО занял Европейский Союз – он, под влиянием промышленных кругов и основных государств-экспортеров генетически модифицированных организмов, намерен блокировать дальнейшее развитие Орхусской конвенции в этой сфере.

Позиция неправительственных организаций (НПО) разных стран по отношению к ГМО однозначная и твердая: мораторий. Ту же позицию в основном занимали НПО и на V встрече министров «Окружающая среда для Европы», которая прошла в Киеве в мае 2003 г.

Тогда НПО призвали министров экологии разных стран прийти к соглашению о моратории на использование таких организмов в сельском хозяйстве в регионе и на распространение продуктов, в которых использованы ГМО, до тех пор, пока появятся неоспоримые доказательства отсутствия потенциальных угроз окружающей среде или будут доступны эффективные меры по предотвращению таких угроз.

Европейский ЭКО-Форум, коалиция экологических общественных организаций, работающих в странах ЕЭК ООН, деятельность которой сфокусирована на процессе «Окружающая среда для Европы», накануне встречи в Алматы призвала министров окружающей среды стран региона Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН) обратить особое внимание на вопросы обеспечения участия общественности в принятии решений, связанных с ГМО.

В своем письме-обращении к Сторонам и странам, подписавшим Конвенцию, Европейский ЭКО-Форум призвал не допустить каких-либо исключений в порядке принятия решений по ГМО и обеспечить право граждан участвовать в принятии решений относительно ГМО, точно также, как и в принятии решений по другим экологическим вопросам.

Вопросы использования и контроля над ГМО непосредственно затрагивают права граждан на благоприятную окружающую среду, получение своевременной, полной и достоверной информации о качестве потребляемых продуктов, о рисках и угрозах для здоровья.

Проблеме обеспечения биобезопасности в Казахстане, по мнению экспертов, не уделяется должного внимания. Жители страны не почувствуют себя спокойно до тех пор пока не будут приняты всеобъемлющие меры для безопасного перемещения и использования ГМО.

Казахстан присоединился к Орхусской Конвенции, поэтому общественные организации считают, что население должно и имеет право знать, какую продукцию оно потребляет.

Выступая с Обращением к правительству и заинтересованным государственным организациям в декабре 2004 г., казахстанские НПО призвали отстаивать наиболее принципиальный вариант применения положений Орхусской конвенции к процедурам принятия решений по ГМО на основе:
  • эффективного участия общественности и использования соответствующих механизмов, предоставляющих возможность общественности сказать свое слово или помочь процессу принятия решений;
  • создания потенциала, чтобы все участники обладали необходимыми навыками и инструментами для участия в решении проблем в сфере биобезопасности;
  • доступа к информации чтобы можно было не только принимать решения, основанные на достоверной и своевременной информации, но также содействовать мониторингу ГМО в рамках страны.

Казахстанские НПО призвали также продолжать работу по присоединению Республики Казахстан к Картахенскому протоколу к Конвенции о биологическом разнообразии (Протокол был подписан в 2000 году в Найроби, Кения). Это единственный международный документ, полностью посвященный контролю над генетически модифицированными организмами (ГМО).

Эксперты считают, что Казахстану необходимо комплексное решение проблем биобезопасности (биобезопасность (biosafety) - международно признанный термин, обозначающий проблематику, связанную с использованием достижений современных биотехнологий, в первую очередь, генной инженерии и генетически модифицированных организмов (ГМО)). Начинать нужно с законодательства.

Став стороной Картахенского протокола, Казахстан возложит на себя ряд обязательств - например, предпринимать меры, чтобы ГМО, являющиеся объектом преднамеренного трансграничного перемещения, обрабатывались, упаковывались и транспортировались с соблюдением условий безопасности; информировать и просвещать общественность и др.

В Картахенском Протоколе четко прописан принцип предосторожности: страна имеет право отказаться от импорта ГМО, опасаясь вредных последствий для окружающей среды и здоровья людей. Протокол по своему статусу не ниже других международных соглашений, в частности, не ниже по статусу, чем соглашения ВТО (Всемирной торговой организации).

Стороны протокола должны гарантировать, что получение любых живых измененных организмов (то есть ГМО, способных к воспроизводству) их обработка, транспортировка, использование, передача и высвобождение осуществлялись таким образом, чтобы не допускались или были уменьшены риски для биологического разнообразия, с учетом рисков для здоровья человека.

Пока положение дел по регулированию и контролю над использованием и перемещением генетически измененных организмов (ГИО) в Республике Казахстан остается неудовлетворительным. Бесконтрольное отношение к их применению может неизбежно повлечь за собой безвозмездную утрату биологического разнообразия в нашей стране.

Вопросы обеспечения биобезопасности в Казахстане до недавнего времени не рассматривались как самостоятельные. Ими занимаются различные ведомства - подразделения МПРООС, Министерства науки и образования, таможенный комитет республики, различные научные учреждения. При Министерстве сельского хозяйства существует департамент защиты и карантина растений, в компетенцию которого входит выдача разрешительных документов на ввоз генетически измененных организмов (ГИО).

По имеющимся сведениям, разрешительные документы на ввоз растительной продукции, содержащей генетически измененные организмы, в Казахстане за последние годы не выдавались. Конкретные данные по ввозу ГИО в страну и их использованию, отсутствуют, так как нет четких процедур по учету трансграничного перемещения ГИО. Известен только факт, что в 1997 году была предпринята попытка ввоза в Казахстан трансгенной сельхозпродукции, но Правительство РК запретило ее ввоз. Однако вопросы ввоза в страну трансгенной продукции (соя, томаты, кукуруза и др.) остаются актуальными.

В стране также ведутся исследования в области биотехнологий - действует Национальный Центр по биотехнологиям, который осуществляет исследования в области генетической и клеточной инженерии для создания и использования живых измененных организмов в замкнутых системах. Кроме того, ряд научно-исследовательских институтов на грантовой основе осуществляет совместные с иностранными научными центрами исследования. Правительством РК была утверждена целевая Программа «Научно-техническое обеспечение и организация производства биотехнологической продукции в Республике Казахстан» на 2001-2005 годы (с финансированием из республиканского бюджета). Казахстанские неправительственные организации уже проводили информационную кампанию по ГМО (впервые в 2003 г., в рамках Международных дней борьбы с генетически модифицированными организмами (ГМО)).

В связи с объявлением большинством европейских стран моратория на создание новых ГМО и введением в апреле 2003 года специального свода правил по созданию, тестированию, распространению, использованию и контролю за ГМО, с европейского и мирового рынков на внутренние рынки стран СНГ начали активно поступать продукты, содержащие или произведенные из ГМО. Вопросы использования и контроля за ГМО непосредственно затрагивают права граждан СНГ на благоприятную окружающую среду, на получение своевременной, полной и достоверной информации о качестве потребляемых продуктов, о рисках и угрозах для здоровья.

Несколько лет назад представители общественных организаций выразили тревогу по поводу создания и широкого внедрения ГМО в сельское хозяйство, производство продуктов питания, медпрепаратов и косметики. Исследования, проведенные в различных странах, показали, что трансгенная продукция несет неоправданный риск для здоровья, а внедрение ГМО в окружающую среду ведет к непоправимому ущербу экосистем и биологического разнообразия. В связи с этим в США и во многих странах Европы запрещены товары с ГМО. И они хлынули на рынок СНГ, в том числе и в Казахстан. По данным ряда экологов, до 40% импортных продуктов питания, реализуемых в Алматы, имеют ГМО. Их производители и поставщики всячески стараются скрыть эту информацию.

см. ПРИЛОЖЕНИЕ >>

ПРИ ПОЛНОМ ИЛИ ЧАСТИЧНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИИ ССЫЛКА НА АГЕНТСТВО ОБЯЗАТЕЛЬНА!
 

НОВОСТИ 

новости :: проекты :: партнёры :: о нас

Copyright © 2003 Solo design