18/03/2005
******************* Пресс-релиз
В мае 2005 г. в Алматы состоится Вторая конференция Сторон
Орхусской конвенции.
В ней будут участвовать министры и главы делегаций Сторон Конвенции из
различных государств, парламентарии, представители международных и местных
неправительственных организаций.
Орхусская Конвенция - документ принципиально нового типа. Это - не просто
соглашение по охране окружающей среды. Это - соглашение об ответственности
государств перед обществом, об их обязанности не только предоставлять
необходимую информацию, но и сотрудничать с неправительственными
организациями (НПО) как с равноправным партнером. Конвенция непосредственно
увязывает права человека на благоприятную окружающую среду с его основными
правами.
Основные положения Орхусской конвенции - участие общественности в процессе
принятия решений и доступ к информации и правосудию по вопросам экологии.
Орхусская Конвенция была принята 25 июня 1998 года на 4-й Конференции
министров окружающей среды европейских стран в городе Орхус (Дания). Уже
тогда ее подписали 38 стран. Казахстан подписал Конвенцию также 25 июня 1998
года, ратифицировав ее в октябре 2000 года.
Один из важных вопросов, который включен в повестку дня Второй встречи и
будет активно обсуждаться – генетически измененные организмы (ГИО) или
генетически модифицированные организмы (ГМО).
ГМО - это обычные растения и животные, в ДНК которых вживляют гены других
животных и растений. Таким образом, избавляются от нежелательных качеств и
добавляют желаемые. Причем, растению может быть вживлен ген животного. На
вид продукт, который был произведен при помощи трансгенной технологии, не
отличить от обычного.
ГМО передают искусственно измененную ДНК из поколения в поколение. Такие
организмы в природе способны на генетическое загрязнение, то есть передачу
собственной измененной ДНК диким сородичам. Некоторые страны начали
создавать системы биобезопасности для того, чтобы определить свое отношение
к практическому использованию достижений генной инженерии.
В Орхусской Конвенции есть пункты, посвященные ГМО – в частности, участию
общественности в процессе принятия решений по ГМО.
Участники Встречи в Алматы считают важными вопросы применения положений
Орхусской конвенции к процедурам принятия решений по ГМО и участия
общественности в процессе принятия решений по ГМО. Важными потому, что до
сих пор не принято решение о позиции Сторон в отношении ГМО.
Ранее, во время продолжительных дискуссий во время заседаний Рабочих групп
по вопросам ГМО (РГ ГМО) (заседания проходили в разные годы в Женеве и РГ
ГМО вошли представители разных стран), стороны так и не нашли наиболее
приемлемого из пяти предлагаемых вариантов, позволяющего применять положения
Орхусской конвенции к процедурам принятия решений по ГМО (подробности по
вариантам - см., пожалуйста, в приложении).
Жесткую неуступчивую позицию в вопросе ГМО занял Европейский Союз – он, под
влиянием промышленных кругов и основных государств-экспортеров генетически
модифицированных организмов, намерен блокировать дальнейшее развитие
Орхусской конвенции в этой сфере.
Позиция неправительственных организаций (НПО) разных стран по отношению к
ГМО однозначная и твердая: мораторий. Ту же позицию в основном занимали НПО
и на V встрече министров «Окружающая среда для Европы», которая прошла в
Киеве в мае 2003 г.
Тогда НПО призвали министров экологии разных стран прийти к соглашению о
моратории на использование таких организмов в сельском хозяйстве в регионе и
на распространение продуктов, в которых использованы ГМО, до тех пор, пока
появятся неоспоримые доказательства отсутствия потенциальных угроз
окружающей среде или будут доступны эффективные меры по предотвращению таких
угроз.
Европейский ЭКО-Форум, коалиция экологических общественных организаций,
работающих в странах ЕЭК ООН, деятельность которой сфокусирована на процессе
«Окружающая среда для Европы», накануне встречи в Алматы призвала министров
окружающей среды стран региона Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК
ООН) обратить особое внимание на вопросы обеспечения участия общественности
в принятии решений, связанных с ГМО.
В своем письме-обращении к Сторонам и странам, подписавшим Конвенцию,
Европейский ЭКО-Форум призвал не допустить каких-либо исключений в порядке
принятия решений по ГМО и обеспечить право граждан участвовать в принятии
решений относительно ГМО, точно также, как и в принятии решений по другим
экологическим вопросам.
Вопросы использования и контроля над ГМО непосредственно затрагивают права
граждан на благоприятную окружающую среду, получение своевременной, полной и
достоверной информации о качестве потребляемых продуктов, о рисках и угрозах
для здоровья.
Проблеме обеспечения биобезопасности в Казахстане, по мнению экспертов, не
уделяется должного внимания. Жители страны не почувствуют себя спокойно до
тех пор пока не будут приняты всеобъемлющие меры для безопасного перемещения
и использования ГМО.
Казахстан присоединился к Орхусской Конвенции, поэтому общественные
организации считают, что население должно и имеет право знать, какую
продукцию оно потребляет.
Выступая с Обращением к правительству и заинтересованным государственным
организациям в декабре 2004 г., казахстанские НПО призвали отстаивать
наиболее принципиальный вариант применения положений Орхусской конвенции к
процедурам принятия решений по ГМО на основе:
- эффективного участия общественности и использования соответствующих
механизмов, предоставляющих возможность общественности сказать свое
слово или помочь процессу принятия решений;
- создания потенциала, чтобы все участники обладали необходимыми
навыками и инструментами для участия в решении проблем в сфере
биобезопасности;
- доступа к информации чтобы можно было не только принимать решения,
основанные на достоверной и своевременной информации, но также
содействовать мониторингу ГМО в рамках страны.
Казахстанские НПО призвали также продолжать работу по присоединению
Республики Казахстан к Картахенскому протоколу к Конвенции о биологическом
разнообразии (Протокол был подписан в 2000 году в Найроби, Кения). Это
единственный международный документ, полностью посвященный контролю над
генетически модифицированными организмами (ГМО).
Эксперты считают, что Казахстану необходимо комплексное решение проблем
биобезопасности (биобезопасность (biosafety) - международно признанный
термин, обозначающий проблематику, связанную с использованием достижений
современных биотехнологий, в первую очередь, генной инженерии и генетически
модифицированных организмов (ГМО)). Начинать нужно с законодательства.
Став стороной Картахенского протокола, Казахстан возложит на себя ряд
обязательств - например, предпринимать меры, чтобы ГМО, являющиеся объектом
преднамеренного трансграничного перемещения, обрабатывались, упаковывались и
транспортировались с соблюдением условий безопасности; информировать и
просвещать общественность и др.
В Картахенском Протоколе четко прописан принцип предосторожности: страна
имеет право отказаться от импорта ГМО, опасаясь вредных последствий для
окружающей среды и здоровья людей. Протокол по своему статусу не ниже других
международных соглашений, в частности, не ниже по статусу, чем соглашения
ВТО (Всемирной торговой организации).
Стороны протокола должны гарантировать, что получение любых живых измененных
организмов (то есть ГМО, способных к воспроизводству) их обработка,
транспортировка, использование, передача и высвобождение осуществлялись
таким образом, чтобы не допускались или были уменьшены риски для
биологического разнообразия, с учетом рисков для здоровья человека.
Пока положение дел по регулированию и контролю над использованием и
перемещением генетически измененных организмов (ГИО) в Республике Казахстан
остается неудовлетворительным. Бесконтрольное отношение к их применению
может неизбежно повлечь за собой безвозмездную утрату биологического
разнообразия в нашей стране.
Вопросы обеспечения биобезопасности в Казахстане до недавнего времени не
рассматривались как самостоятельные. Ими занимаются различные ведомства -
подразделения МПРООС, Министерства науки и образования, таможенный комитет
республики, различные научные учреждения. При Министерстве сельского
хозяйства существует департамент защиты и карантина растений, в компетенцию
которого входит выдача разрешительных документов на ввоз генетически
измененных организмов (ГИО).
По имеющимся сведениям, разрешительные документы на ввоз растительной
продукции, содержащей генетически измененные организмы, в Казахстане за
последние годы не выдавались. Конкретные данные по ввозу ГИО в страну и их
использованию, отсутствуют, так как нет четких процедур по учету
трансграничного перемещения ГИО. Известен только факт, что в 1997 году была
предпринята попытка ввоза в Казахстан трансгенной сельхозпродукции, но
Правительство РК запретило ее ввоз. Однако вопросы ввоза в страну
трансгенной продукции (соя, томаты, кукуруза и др.) остаются актуальными.
В стране также ведутся исследования в области биотехнологий - действует
Национальный Центр по биотехнологиям, который осуществляет исследования в
области генетической и клеточной инженерии для создания и использования
живых измененных организмов в замкнутых системах. Кроме того, ряд
научно-исследовательских институтов на грантовой основе осуществляет
совместные с иностранными научными центрами исследования. Правительством РК
была утверждена целевая Программа «Научно-техническое обеспечение и
организация производства биотехнологической продукции в Республике Казахстан»
на 2001-2005 годы (с финансированием из республиканского бюджета).
Казахстанские неправительственные организации уже проводили информационную
кампанию по ГМО (впервые в 2003 г., в рамках Международных дней борьбы с
генетически модифицированными организмами (ГМО)).
В связи с объявлением большинством европейских стран моратория на создание
новых ГМО и введением в апреле 2003 года специального свода правил по
созданию, тестированию, распространению, использованию и контролю за ГМО, с
европейского и мирового рынков на внутренние рынки стран СНГ начали активно
поступать продукты, содержащие или произведенные из ГМО. Вопросы
использования и контроля за ГМО непосредственно затрагивают права граждан
СНГ на благоприятную окружающую среду, на получение своевременной, полной и
достоверной информации о качестве потребляемых продуктов, о рисках и угрозах
для здоровья.
Несколько лет назад представители общественных организаций выразили тревогу
по поводу создания и широкого внедрения ГМО в сельское хозяйство,
производство продуктов питания, медпрепаратов и косметики. Исследования,
проведенные в различных странах, показали, что трансгенная продукция несет
неоправданный риск для здоровья, а внедрение ГМО в окружающую среду ведет к
непоправимому ущербу экосистем и биологического разнообразия. В связи с этим
в США и во многих странах Европы запрещены товары с ГМО. И они хлынули на
рынок СНГ, в том числе и в Казахстан. По данным ряда экологов, до 40%
импортных продуктов питания, реализуемых в Алматы, имеют ГМО. Их
производители и поставщики всячески стараются скрыть эту информацию.
см. ПРИЛОЖЕНИЕ >>
ПРИ ПОЛНОМ ИЛИ ЧАСТИЧНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИИ
ССЫЛКА НА АГЕНТСТВО ОБЯЗАТЕЛЬНА!
|