В Мажилис Парламента РК поступил инициированный депутатами Парламента проект
закона "Об отходах"
Инициаторами законопроекта выступили депутаты Парламента
Республики Казахстан - сенатор Л.Бурлаков, мажилисмены О.Кенжебек, М.Кемел,
В.Котович, Т.Сыздыков, К.Тулеметов, Ф.Унгарсынова.
В настоящее время в Казахстане накоплено более 20 миллиардов тонн отходов, в том
числе 230 миллионов тонн радиоактивных. Таково утверждение группы
парламентариев, разработавших проект закона "Об отходах". По их расчетам,
ежегодное количество образуемых отходов в
Казахстане составляет около 60 тонн на человека в год (в развитых странах - до
15 тонн).
Согласно пояснению депутатов, накопление отходов производства и потребления
являются одной из основных угроз экологической безопасности страны. Одними из
основных причин возникновения отходов являются: нерациональное хозяйствование;
отсутствие экономических стимулов для
разработки исторических и вновь образованных отходов, а также устаревшая
нормативная база и отсутствие специального закона, регулирующего отношения в
области обращения с отходами. Инициаторы законопроекта считают, что решить
проблему обращения и управления отходами путем внесения изменений и дополнений в
Закон Республики Казахстан Об охране окружающей среды" практически невозможно.
В законопроекте "Об отходах" разработчиками предлагаются основные пути решения
вопросов обращения с отходами с учетом международного опыта с соблюдением
следующих основных принципов.
-
Первое - законодательное закрепление ответственности по
обращению с отходами за владельцами (собственниками) отходов.
-
Второе - предотвращение образования отходов (уменьшая их
количество и вредность, используя замкнутый цикл производства).
-
Третье - утилизация отходов до полного извлечения полезных
свойств веществ (повторное использование сырья).
-
Четвертое - безопасное размещение отходов.
-
Пятое - приоритет утилизации над их размещением.
-
Шестое - исключение из хозяйственного оборота неутилизируемых
отходов
(опасных, токсичных, радиоактивных).
-
Седьмое - размещение отходов без причинения вреда
здоровью населения и
нанесения ущерба окружающей среде.
-
Восьмое - удаление отходов за счет средств производителя.
В проекте предусматривается лицензирование деятельности по обращению с опасными
отходами. В связи с этим, инициаторами проекта закона
предлагается внести дополнение в пункт 1 статьи 9 Закона Республики
Казахстан "О лицензировании", предусматривающее лицензирование
деятельности по обращению с опасными отходами.
Закон "Об отходах" разработан с учетом международного опыта развитых
европейских государств, в частности Германии, Эстонии и других, а также
с учетом рекомендаций парламентских слушаний.
Основные понятия, используемые в законе, включают, например, понятия
бытовые, сельскохозяйственные и биологические отходы, отходы
производства и потребления, опасные отходы, владелец и производитель
отходов, захоронение и обращение с отходами и др.
В сферу регулирования закона не входят вопросы, связанные с выбросами
загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросами сточных вод и жидких
отходов в окружающую среду (включая недра); радиоактивными отходами и
отходами взрывчатых материалов. Эти вопросы настоящей статьи,
регулируются специальным законодательством.
В компетенцию Правительства РК в области отходов входят:
-
разработка
основных направлений государственной политики, утверждение программ,
установление порядка организации и проведения государственного контроля
в области отходов; разработка правовых и экономических механизмов,
стимулирующих хозяйственную деятельность с отходами;
-
определение порядка
предоставления информации и ведения государственной статистики в области
отходов;
-
установление порядка лицензирования деятельности в области
отходов;
-
установление порядка ведения государственного мониторинга и
реестра отходов;
-
организация разработок системы государственной
стандартизации и нормирования отходов; утверждение перечня и
характеристик отходов, запрещенных к ввозу из других государств с целью
их хранения и захоронения на территории Республики Казахстан;
-
осуществление международного сотрудничества в области отходов и др.
В качестве путей, предотвращающих образование отходов и уменьшение их
количества, разработчики видят, в частности, применение технологий,
позволяющих не образовывать отходы; принятие мер по полной утилизации
образовавшихся отходов и др.
При разработке программ управления отходами должен учитываться ряд
требований:
-
применяться наилучшая доступная технология, не образующая
отходов;
-
утилизация отходов имеет приоритет перед их сжиганием для
получения энергии;
-
отходы должны быть утилизированы, размещены или
захоронены на объектах, обеспечивающих их безопасность для здоровья
человека и окружающей среды и др.
Отходы должны размещаться на специальных объектах размещения
(полигонах), технически оснащенных или оборудованных инженерных
сооружениях, специально предназначенных для хранения или захоронения
отходов и определенных местными исполнительными органами по согласованию
с уполномоченным органом в области обращения с отходами, его
территориальными подразделениями и иными центральными исполнительными
органами, осуществляющими охрану окружающей среды. В целях обеспечения
безопасности для здоровья человека и окружающей среды уполномоченный
орган в области охраны окружающей среды устанавливает требования по
эксплуатации и ликвидации объектов размещения отходов. Выброс и сброс
отходов в окружающую среду за пределы объектов размещения отходов
запрещается.
В законопроекте перечислены требования к обращению с отходами,
образующимися при недропользовании.
Так, при разработке нефтяных и газовых месторождений на территории
буровой площадки должна быть предусмотрена система организованного сбора
и хранения отходов бурения, запрещается сброс отходов бурения в водоемы
и подземные водоносные горизонты.
Проекты обустройства нефтяных месторождений под промышленную разработку
должны утверждаться только после решения вопросов по сбору и
рациональному использованию попутных нефтяных газов.
При проведении морских нефтяных операций запрещается сброс и захоронение
отходов в море.
Запрещается без утилизации сбрасывать в водоемы сточные воды, содержащие
промышленные концентрации ценных компонентов.
Биологические отходы подлежат утилизации путем переработки на
ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах), обеззараживанию в
биотермических ямах, уничтожению сжиганием или в исключительных случаях
захоронению в специально отведенных местах (скотомогильниках).
Запрещается уничтожение биологических отходов путем захоронения в земле,
за исключением случаев массовой гибели животных от стихийных бедствий и
невозможности их транспортирования для утилизации, сжигания или
обеззараживания только при наличии решения центрального уполномоченного
органа в области ветеринарии.
Запрещается сброс биологических отходов в водоемы и бытовые мусорные
контейнеры, вывоз этих отходов на свалки и полигоны для захоронения.
Отдельная глава в законопроекте посвящена опасным отходам.
Свойствами, на основании которых отходы относятся к опасным являются:
1) взрывоопасные вещества и продукты, могущие взорваться при контакте с
пламенем, или обладающие большой чувствительностью к ударам и трению;
2) окислители и продукты, возбуждающие при контакте с другими
веществами, в частности, с легковоспламеняющимися, сильную
экзотермическую реакцию;
3) легковоспламеняющиеся вещества и продукты, имеющие температуру
вспышки ниже 21 "С, вещества и продукты, которые при нормальной
температуре могут самонагреваться при контакте с воздухом и, в конечном
итоге, воспламеняться без потребности в дополнительной энергии, вещества
и продукты, могущие легко воспламеняться после кратковременного контакта
с каким-либо горящим источником и продолжающие гореть после удаления
указанного источника, а также вещества и продукты, которые при контакте
с влажным воздухом или водой могут выделять легковоспламеняющиеся газы в
опасном количестве;
4) воспламеняющиеся вещества и продукты, имеющие температуру вспышки
выше 21" но ниже 55";
5) раздражающие не едкие вещества и продукты, могущие при мгновенном,
продолжительном или повторном контакте с кожей или слизистой оболочкой
вызывать воспаление;
6) вредные вещества и продукты, могущие в случае попадания в организм
через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу, вызывать
ограниченный риск для здоровья;
7) токсичные вещества и продукты, могущие в случае попадания в организм
через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу, вызывать тяжкие,
острые или хронические повреждения здоровья или смерть;
8) канцерогенные вещества и продукты, могущие в случае попадания в
организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу вызывать
раковые заболевания или увеличивать частоту распространения указанных
заболеваний;
9) едкие вещества и продукты, могущие при непосредственном контакте с
живыми тканями уничтожать их;
10) вещества, вызывающие инфекцию, содержащие живые микроорганизмы или
их токсины, которые по известным данным неотвратимо или с большой
вероятностью вызывают заболевания людей или живых организмов;
11) тератогенные вещества и продукты, которые в случае попадания в
организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу могут
вызывать наследственное врожденное уродство или увеличивать частоту их
распространения;
12) мутагенные вещества и продукты, которые в случае попадания в
организм через дыхательные пути или органы пищеварения могут вызывать
наследственные генетические дефекты или увеличивать частоту их
распространения;
13) вещества и продукты, при контакте которых с водой, воздухом или
кислотами освобождаются токсичные или сверхтоксичные газы;
14) вещества и продукты, после удаления которых могут выделяться иные
вещества, обладающие любыми свойствами, перечисленными в подпунктах 1) -13) настоящей статьи;
15) экотоксичные вещества и продукты, вызывающие или могущие вызывать
либо немедленно, либо через определенное время опасность для одного или
нескольких компонентов окружающей среды.
Трансграничная перевозка опасных отходов осуществляется в соответствии с
законодательством Республики Казахстан и международными договорами,
ратифицированными Республикой Казахстан. В целях учета и пресечения
нелегальной трансграничной перевозки опасных и иных отходов, перевозка
осуществляется на основании разового разрешения, выдаваемого
уполномоченным органом в области обращения с отходами. Разрешение
выдается при условии соблюдения требований настоящего Закона, а также
международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан. При
ряде случаев разрешение на трансграничную транспортировку отходов может
быть приостановлено или отозвано.
Одна из глав посвящена разрешению на отходы и лицензии на обращение с
опасными отходами.
Разрешение на отходы - документ, дающий право на один или несколько
видов деятельности по обращению с отходами, а также определяющий условия
для реализации этого права.
Разрешение на отходы требуется для:
-
размещения отходов;
-
утилизации отходов;
-
сбора и транспортировки опасных отходов, за исключением сбора опасных
отходов образующихся в быту до их передачи лицу, осуществляющему
деятельность на основании лицензии по обращению с отходами;
-
транспортировки отходов;
-
сбора или транспортировки металлолома с целью их продажи или повторного использования.
Разрешение на отходы требуется при осуществлении деятельности
оказывающей существенное воздействие на окружающую среду при обращении с
отходами в следующих сферах:
-
энергетика и топливная промышленность;
-
производство и переработка металлов;
-
производство и переработка минерального сырья;
-
химическая промышленность;
-
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
-
животноводство и пищевая промышленность;
-
добыча и обогащение полезных ископаемых;
-
дубление или переработка кожи, текстиля и волокна;
-
обработка и отделка поверхностей с применением органических растворителей;
-
складирование опасных химикатов, включая топливо.
Государственный реестр отходов ведется за счет средств республиканского
бюджета и является банком данных, в котором собираются данные о видах,
количестве и происхождении отходов, лицах, обращающихся с отходами,
местах предусмотренных для их размещения, разрешениях на отходы и
лицензиях на деятельность по обращению с опасными отходами, а также
трансграничной транспортировке отходов.
Государственный контроль за обращением с отходами осуществляется
уполномоченным органом в области обращения с отходами, государственными
органами санитарно-эпидемиологической службы и иными государственными
органами в пределах их компетенции.
Государственный контроль за обращением с отходами включает в себя
контроль:
-
за выполнением экологических, санитарно-эпидемиологических и иных требований в области обращения с отходами;
-
за соблюдением требований к международным перевозкам отходов;
-
за соблюдением условий осуществления деятельности по обращению с опасными отходами;
-
за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
-
за соблюдением требований и правил перевозки отходов;
-
за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
-
за достоверностью предоставляемой информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах;
-
за принятием мер по устранению нарушений законодательства Республики Казахстан в области обращения с отходами.
Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют
общественные объединения по их инициативе, договорам с физическими и
юридическими лицами, уполномоченными органами в области обращения с
отходами.
Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в
области обращения с отходами несут ответственность в соответствии с
законами Республики Казахстан.
Полный текст законопроекта см., пожалуйста, здесь или
на сайте
Парламента РК |