подписка
Добавить в Избранное
в избранное

язык
НОВОСТИ ПРОЕКТЫ ПАРТНЁРЫ О НАС
НОВОСТИ

АГЕНТСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НОВОСТЕЙ "GREENWOMEN" СООБЩАЕТ:


24/03/2004
*******************

Правительство Республики Казахстан
издало постановление № 345 от 19 марта 2004 года
"О Совете по устойчивому развитию Республики Казахстан".

Совет по устойчивому развитию образован при Правительстве Республики Казахстан и создан "в целях выработки предложений по формированию государственной политики, усилению межведомственной координации и межсекторальной интеграции для эффективного перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию".

Совет по устойчивому развитию будет состоять из представителей трех секторов: экономического, экологического и социального. В деятельность Совета по устойчивому развитию должны быть вовлечены представители государственных органов, Парламента РК, а также гражданского общества, бизнес-структур. Это является одним из основных рекомендуемых ООН условий создания и работы Комиссии по устойчивому развитию.

Основная цель деятельности Совета - на основе межсекторального сотрудничества государственных органов, бизнеса и общественных организаций содействовать формированию государственной политики по вопросам устойчивого развития, выполнению решений Всемирного саммита по устойчивому развитию и разработке Казахстанской Повестки дня на 21 век, как модели устойчивого развития Казахстана.

Основные направления деятельности Совета по устойчивому развитию:

  1. внедрение устойчивых моделей производства и потребления (строительная
    индустрия и др.);
  2. борьба с опустыниванием;
  3. борьба с бедностью с учетом экологического и гендерного аспектов;
  4. сохранение биологического разнообразия и культурного наследия;
  5. развитие устойчивых транспортных систем;
  6. снижение выбросов, в том числе парниковых газов и озоноразрушающих
    веществ;
  7. доступ к питьевой воде, решение трансграничных, в том числе водных
    проблем;
  8. ресурсосбережение, использование новых и экологически безопасных
    технологий;
  9. энергоэффективность и энергосбережение;
  10. радиационная и химическая безопасность и управление отходами;
  11. предупреждение и уменьшение экологических угроз здоровью населения;
  12. глобализация и торговля;
  13. разработка программ и создание институциональных структур устойчивого развития, образование и информационная инфраструктура;
  14. решение территориальных проблем устойчивого развития.

Существует много определений термина «устойчивое развитие». Наиболее широко цитируемое определение было дано в 1987 Всемирной Комиссией по Окружающей Среде и Развитию (ВКОСР), известной также как Брундтлендская Комиссия.

Согласно этому определению, «устойчивое развитие» - это «экономическое и социальное развитие, удовлетворяющее потребности нынешнего поколения, при этом не ограничивая возможность следующих поколений удовлетворять их потребности».

Действия, направленные на удовлетворение нужд нынешнего и будущих поколений имеет несколько смысловых составляющих. «Удовлетворение потребностей нынешнего поколения» подразумевает:

  • Экономические потребности - включают доступ к ценностям, обеспечивающим достойную жизнь или продуктивную экономическую активность; также экономическую безопасность в случае потери работы, болезни, увечья или других подобных случаях.
  • Социальные, культурные потребности и медицинские потребности - включают жилье, благоприятное для здоровья, безопасное и доступное, подключенное к водоснабжению и канализации. Расположенное в районе, имеющем развитую инфраструктуру транспорта, медицинского обслуживания, детского образования и защищенное от экологических катастроф.
  • Политические потребности - включает свободу участвовать в политических процессах на национальном и местном уровнях и в принимаемых решениях, касающихся управления и развития местности, где проживает человек, в рамках более широкого процесса, гарантирующего уважение гражданских и политических прав и применение экологического законодательства.

Удовлетворение этих потребностей, «при этом не ограничивая возможность будущих поколений удовлетворять их потребности», означает:

  • Минимизация использования не-возобновляемых ресурсов - включает минимизацию потребления ископаемого топлива и замена их возобновляемыми ресурсами, где возможно, а также минимизацию образования отходов при использовании минеральных ресурсов (снижение использования, повторное использование, переработка и т.п.)
  • Устойчивое использование возобновляемых ресурсов - включает использование пресной воды, почвы и лесов, с учетом уровня их естественного возобновления.

В настоящее время эти «предварительные условия» редко выполняются. Как результат, мир движется скорее от, чем к «устойчивости». Причин этому много, но их все можно объединить в две большие группы: недостатки рынка, когда экономика не учитывает социальную и экологическую составляющую стоимости ресурсов. И недостатки политические, когда правительства косвенно поощряют деградацию окружающей среды и возникновение социальных проблем. Это не вопрос того, должны ли правительства вмешиваться и направлять развитие в сторону «устойчивости», но, скорее, как они должны это делать.

Вслед за публикацией Брундтлендского отчета появилось множество альтернативных определений устойчивого развития. В основном, эти определения включают две компоненты:

определение «развития» (какие основные цели развития: экономический рост, основные потребности, права и т.п.);  условия, необходимые для «устойчивости».

Существуют существенные расхождения между профессионалами относительно определения «устойчивое развитие». Эти разногласия в основном касаются того, как в действии осуществить идеи устойчивого развития.

Устойчивое развитие, возможно, лучше рассматривать как амбициозную цель,
 поддерживаемую правительствами, бизнесом и обществом.

Сегодня общепризнанно, что устойчивое развитие держится на трех колоннах:

  1. Экономика: создание материальных ценностей;

  2. Общество: борьба с бедностью и улучшение качества жизни;

  3. Экология: сохранение природных ресурсов для будущих поколений.

Традиционно, общество пытается ставить социальные, экономические и экологические цели, но, зачастую, изолированно друг от друга. Цели по защите природы ставились без учета задач экономического роста или борьбы с бедностью. Результатом явилось создание коротко-живущих «зеленых островов» в море «неустойчивости». Те, кто принимают решения начинают сегодня осознавать, что экологические цели могут быть достигнуты только путем их интеграции их в основной поток построения социальной и экономической политики.

Десятилетний опыт новых независимых государств ЦА показал, что разрозненные усилия отдельных секторов, стран или международных организаций не приводят к ожидаемым результатам и не решили серьезных проблем окружающей среды и развития региона. Наглядным примером этому может служить разрушение экосистемы Аральского моря, деградация горных
экосистем, сокращение плодородия земель, нерациональное водопользование и др.

Сами страны, международные организации и эксперты в своих оценках прошлого опыта сходятся во мнении в отношении основных причин неэффективности выполняемых программ в области экологии и устойчивого развития и называли такие проблемы как:

  • Слабый потенциал государственных, местных и общественных организаций, защищающих интересы окружающей среды;

  • Закрытость или ограниченный доступ к информации, особенно на стадии планирования, непрозрачность процесса принятия решений;

  • Отсутствие четко обозначенных общих целей и измеряемых индикаторов, существующие конфликты между секторальными интересами и целями;

  • Неразвитость правовых и институциональных механизмов для формирования общих целей и достижения консенсуса между секторами, странами, различными уровнями управления и заинтересованными группами.

На Конференции по окружающей среде и развитию, которая состоялась в 1992 году в г. Рио-де-Жанейро, были приняты Декларация, Рамочная конвенция по изменению климата, Конвенция по сохранению биологического разнообразия и «Повестка дня на 21 век», которые стали основополагающими документами по переходу к новой модели развития цивилизации -
устойчивому развитию.

Более 170 стран мира, в том числе и Казахстан, приняли на себя обязательства создать Национальные комиссии или советы по устойчивому развитию, а также разработать национальные «Повестки дня на 21 век».

В настоящее время национальные комиссии и советы по устойчивому развитию при высшем руководстве государств уже созданы более чем в 80 странах мира, в том числе, и в Центральной Азии.

Казахстанская делегация участвовала в работе Всемирного саммита по устойчивому развитию в 2002 году в Йоханнесбурге (ЮАР) и подтвердила позицию страны по поддержке усилий стран, направленных на создание Национальных комиссий по устойчивому развитию (НКУР) как органа
межсекторального взаимодействия и межведомственной координации для целей выработки общих целей, стратегий, моделей и планов действий по переходу к устойчивому развитию.

Казахстан является членом Комиссии ООН по устойчивому развитию с 1998 года. В 2000-2002 гг. совместно с Программой Развития ООН в Казахстане была выполнена программа «Институциональное усиление для устойчивого развития». Сейчас в стадии реализации находится программа «Усиление системы управления охраной окружающей среды для устойчивого развития»
(2003-2004 гг.). В рамках этой программы при поддержке экспертов ПРООН были подготовлены предложения о создании Национальной комиссии по устойчивому развитию в Казахстане.

Министерством охраны окружающей среды уже ведется формирование информационной базы по устойчивому развитию, а также совместно с заинтересованными сторонами начата разработка и внедрение индикаторов устойчивого развития.

ПРИ ПОЛНОМ ИЛИ ЧАСТИЧНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИИ ССЫЛКА НА АГЕНТСТВО ОБЯЗАТЕЛЬНА!
 

НОВОСТИ 

новости :: проекты :: партнёры :: о нас

Copyright © 2003 Solo design