24/03/2004
*******************
Правительство Республики Казахстан
издало постановление № 345 от 19 марта 2004 года
"О Совете по устойчивому развитию Республики Казахстан".
Совет по устойчивому развитию образован при Правительстве Республики
Казахстан и создан "в целях выработки предложений по формированию
государственной политики, усилению межведомственной координации и
межсекторальной интеграции для эффективного перехода Республики Казахстан к
устойчивому развитию".
Совет по устойчивому развитию будет состоять из представителей трех
секторов: экономического, экологического и социального. В деятельность
Совета по устойчивому развитию должны быть вовлечены представители
государственных органов, Парламента РК, а также гражданского общества,
бизнес-структур. Это является одним из основных рекомендуемых ООН условий
создания и работы Комиссии по устойчивому развитию.
Основная цель деятельности Совета - на основе межсекторального
сотрудничества государственных органов, бизнеса и общественных организаций
содействовать формированию государственной политики по вопросам устойчивого
развития, выполнению решений Всемирного саммита по устойчивому развитию и
разработке Казахстанской Повестки дня на 21 век, как модели устойчивого
развития Казахстана.
Основные направления деятельности Совета по устойчивому развитию:
- внедрение устойчивых моделей производства и потребления
(строительная
индустрия и др.);
- борьба с опустыниванием;
- борьба с бедностью с учетом экологического и гендерного аспектов;
- сохранение биологического разнообразия и культурного наследия;
- развитие устойчивых транспортных систем;
- снижение выбросов, в том числе парниковых газов и озоноразрушающих
веществ;
- доступ к питьевой воде, решение трансграничных, в том числе водных
проблем;
- ресурсосбережение, использование новых и экологически безопасных
технологий;
- энергоэффективность и энергосбережение;
- радиационная и химическая безопасность и управление отходами;
- предупреждение и уменьшение экологических угроз здоровью населения;
- глобализация и торговля;
- разработка программ и создание институциональных структур
устойчивого развития, образование и информационная инфраструктура;
- решение территориальных проблем устойчивого развития.
Существует много определений термина «устойчивое развитие». Наиболее
широко цитируемое определение было дано в 1987 Всемирной Комиссией по
Окружающей Среде и Развитию (ВКОСР), известной также как Брундтлендская
Комиссия.
Согласно этому определению, «устойчивое развитие» - это «экономическое и
социальное развитие, удовлетворяющее потребности нынешнего поколения, при
этом не ограничивая возможность следующих поколений удовлетворять их
потребности».
Действия, направленные на удовлетворение нужд нынешнего и будущих поколений
имеет несколько смысловых составляющих. «Удовлетворение потребностей
нынешнего поколения» подразумевает:
- Экономические потребности - включают доступ к ценностям,
обеспечивающим достойную жизнь или продуктивную экономическую
активность; также экономическую безопасность в случае потери работы,
болезни, увечья или других подобных случаях.
- Социальные, культурные потребности и медицинские потребности -
включают жилье, благоприятное для здоровья, безопасное и доступное,
подключенное к водоснабжению и канализации. Расположенное в районе,
имеющем развитую инфраструктуру транспорта, медицинского обслуживания,
детского образования и защищенное от экологических катастроф.
- Политические потребности - включает свободу участвовать в
политических процессах на национальном и местном уровнях и в принимаемых
решениях, касающихся управления и развития местности, где проживает
человек, в рамках более широкого процесса, гарантирующего уважение
гражданских и политических прав и применение экологического
законодательства.
Удовлетворение этих потребностей, «при этом не ограничивая возможность
будущих поколений удовлетворять их потребности», означает:
- Минимизация использования не-возобновляемых ресурсов - включает
минимизацию потребления ископаемого топлива и замена их возобновляемыми
ресурсами, где возможно, а также минимизацию образования отходов при
использовании минеральных ресурсов (снижение использования, повторное
использование, переработка и т.п.)
- Устойчивое использование возобновляемых ресурсов - включает
использование пресной воды, почвы и лесов, с учетом уровня их
естественного возобновления.
В настоящее время эти «предварительные условия» редко
выполняются. Как результат, мир движется скорее от, чем к «устойчивости».
Причин этому много, но их все можно объединить в две большие группы:
недостатки рынка, когда экономика не учитывает социальную и экологическую
составляющую стоимости ресурсов. И недостатки политические, когда
правительства косвенно поощряют деградацию окружающей среды и возникновение
социальных проблем. Это не вопрос того, должны ли правительства вмешиваться
и направлять развитие в сторону «устойчивости», но, скорее, как они
должны это делать.
Вслед за публикацией Брундтлендского отчета появилось множество
альтернативных определений устойчивого развития. В основном, эти определения
включают две компоненты:
определение «развития» (какие основные цели развития: экономический рост,
основные потребности, права и т.п.); условия, необходимые для
«устойчивости».
Существуют существенные расхождения между профессионалами относительно
определения «устойчивое развитие». Эти разногласия в основном касаются того,
как в действии осуществить идеи устойчивого развития.
Устойчивое развитие, возможно, лучше
рассматривать как амбициозную цель,
поддерживаемую правительствами, бизнесом и обществом.
Сегодня общепризнанно, что устойчивое развитие держится на
трех колоннах:
-
Экономика: создание материальных ценностей;
-
Общество: борьба с бедностью и улучшение качества
жизни;
-
Экология: сохранение природных ресурсов для
будущих поколений.
Традиционно, общество пытается ставить социальные,
экономические и экологические цели, но, зачастую, изолированно друг от
друга. Цели по защите природы ставились без учета задач экономического роста
или борьбы с бедностью. Результатом явилось создание
коротко-живущих «зеленых островов» в море «неустойчивости». Те, кто
принимают решения начинают сегодня осознавать, что экологические цели могут
быть достигнуты только путем их интеграции их в основной поток построения
социальной и экономической политики.
Десятилетний опыт новых независимых государств ЦА показал, что разрозненные
усилия отдельных секторов, стран или международных организаций не приводят к
ожидаемым результатам и не решили серьезных проблем окружающей среды и
развития региона. Наглядным примером этому может служить разрушение
экосистемы Аральского моря, деградация горных
экосистем, сокращение плодородия земель, нерациональное водопользование и
др.
Сами страны, международные организации и эксперты в своих оценках прошлого
опыта сходятся во мнении в отношении основных причин неэффективности
выполняемых программ в области экологии и устойчивого развития и называли
такие проблемы как:
-
Слабый потенциал государственных, местных и общественных
организаций, защищающих интересы окружающей среды;
-
Закрытость или ограниченный доступ к информации,
особенно на стадии планирования, непрозрачность процесса принятия
решений;
-
Отсутствие четко обозначенных общих целей и измеряемых
индикаторов, существующие конфликты между секторальными интересами и
целями;
-
Неразвитость правовых и институциональных механизмов для
формирования общих целей и достижения консенсуса между секторами,
странами, различными уровнями управления и заинтересованными группами.
На Конференции по окружающей среде и развитию, которая
состоялась в 1992 году в г. Рио-де-Жанейро, были приняты Декларация,
Рамочная конвенция по изменению климата, Конвенция по сохранению
биологического разнообразия и «Повестка дня на 21 век», которые стали
основополагающими документами по переходу к новой модели развития
цивилизации -
устойчивому развитию.
Более 170 стран мира, в том числе и Казахстан, приняли на себя обязательства
создать Национальные комиссии или советы по устойчивому развитию, а также
разработать национальные «Повестки дня на 21 век».
В настоящее время национальные комиссии и советы по устойчивому развитию при
высшем руководстве государств уже созданы более чем в 80 странах мира, в том
числе, и в Центральной Азии.
Казахстанская делегация участвовала в работе Всемирного саммита по
устойчивому развитию в 2002 году в Йоханнесбурге (ЮАР) и подтвердила позицию
страны по поддержке усилий стран, направленных на создание Национальных
комиссий по устойчивому развитию (НКУР) как органа
межсекторального взаимодействия и межведомственной координации для целей
выработки общих целей, стратегий, моделей и планов действий по переходу к
устойчивому развитию.
Казахстан является членом Комиссии ООН по устойчивому развитию с 1998 года.
В 2000-2002 гг. совместно с Программой Развития ООН в Казахстане была
выполнена программа «Институциональное усиление для устойчивого развития».
Сейчас в стадии реализации находится программа «Усиление системы управления
охраной окружающей среды для устойчивого развития»
(2003-2004 гг.). В рамках этой программы при поддержке экспертов ПРООН были
подготовлены предложения о создании Национальной комиссии по устойчивому
развитию в Казахстане.
Министерством охраны окружающей среды уже ведется формирование
информационной базы по устойчивому развитию, а также совместно с
заинтересованными сторонами начата разработка и внедрение индикаторов
устойчивого развития.
ПРИ ПОЛНОМ ИЛИ ЧАСТИЧНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИИ
ССЫЛКА НА АГЕНТСТВО ОБЯЗАТЕЛЬНА!
|