01/06/2005
******************* В Алматы завершилась Вторая
Конференция Сторон Орхусской Конвенции. В числе 500 участников были министры
охраны окружающей среды 14 стран, около 150 представителей
неправительственных организаций, свыше 100 наблюдателей и представителей
средств массовой информации.На Второй Конференции в Алматы
были, наконец-то, приняты так называемые Алматинские поправки, касающиеся в
первую очередь вопроса о генетически модифицированных организмах (ГМО). Спор
о введении поправок к Конвенции затянулся на несколько лет. В конечном итоге
предложения расширить права общественности по участию в процессе принятия
решения по ГМО были приняты, хотя за несколько дней до встречи в Алматы
страны ЕС высказывались против этого. Но компромисс был найден.
Основным результатом встречи является также принятие Алматинского
руководства по содействию применения принципов Орхусской конвенции на
международных форумах. Нормы
принятого руководства косвенно ведут к большей прозрачности и
ответственности международных организаций и процессов.
На Встрече была рассмотрена первая серия отчетов стран-участников о
выполнении Конвенции, раскрывающих, как и какая из целей Конвенции
выполняется на практике.
Также на конференции были одобрены предложения, подготовленные Министерством
охраны окружающей среды Казахстана совместно c представителями Европейского
Союза в отношении претензий, поступающих в Комитет по соблюдению Конвенции
(в Комитет могут обращаться общественные организации и граждане, чьи права
были нарушены в отношении доступа к информации, принятию решений и
правосудию по вопросам, касающимся охраны окружающей среды). Решением
предусматривается не только выявление отрицательных моментов,
но и усилия, уже предпринятые страной по устранению нарушений. Комитет по
соблюдению Орхусской конвенции выразил благодарность Казахстану за его
усилия в этих вопросах.
На Встрече был обновлен мандат целевой группы по доступу к правосудию.
Будущая работа группы уже определена как "стержень" Орхусской конвенции и
как одна из самых сложных задач.
Были приняты решения, содержащие рекомендации по улучшению доступа
общественности к экологической информации с помощью электронных технологий.
Стороны обязались поддерживать идею увеличения количества инструментов,
обеспечивающих доступ к информации, участие общественности в принятии
решений и доступ к правосудию в
других регионах, и приглашение к сотрудничеству стран, не входящих в регион
Экономической Комисии ООН.
Во время сессии на высоком уровне, председателем которой была госпожа
Айткуль Самакова, Министр охраны окружающей среды Республики Казахстан,
обсуждались пути преодоления
политических, институциональных и культурных барьеров на пути к успешному
выполнению Конвенции и роль общественных организаций.
Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан приветствовал активное участие
общественных организаций в процессах Орхусской Конвенции, отметив, что их
вклад "дает гарантию того, что
Конвенция сохранит свой статус эффективного и развивающегося инструмента".
************
Алматинский призыв к действию
Европейский ЭкоФорум призвал обеспечить лидирующую роль Орхусской Конвенции
75 неправительственных организаций собрались 22-23 мая 2005 г., накануне
2-ой Встречи Сторон Орхусской Конвенции, и пришли к согласию о позициях и
приоритетных действиях для эффективной реализации положений Орхуской
Конвенции.
Признав, что процесс осуществления Орхусской конвенции и сопутствующих
инициатив играет существенную роль в защите окружающей среды и экологических
прав человека, охране здоровья, мира и благополучия нынешнего и будущих
поколений, они призвали правительства стран, присоединившихся к Орхусской
Конвенции, подтвердить их обязательство обеспечить лидирующую роль Конвенции
в построении экологической демократии.
Организации также призывали правительства, представители которых участвовали
во Второй конференции Сторон в Алматы, прийти к соглашению по вопросам
доступа к правосудию, включения решений по ГМО в сферу действия Конвенции,
принятия руководящих принципов по участию общественности в международных
форумах, участию общественности в принятии стратегических решений по
вопросам, касающимся окружающей среды, Протокола о РВПЗ, а также будущего
процесса в целом.
Представители гражданского общества, отметив повышение качества национальной
отчетности по реализации Орхусской Конвенции, вместе с тем отметили, что еще
многое можно было бы сделать для улучшения отчетности Сторон. Как считают
НПО, многие национальные отчеты не дают реальной картины по реализации
Орхусской Конвенции в регионе ЕЭК ООН. Это привело к тому, что некоторые
неправительственные организации подготовили альтернативные отчеты, которые,
по мнению НПО, заслуживают серьезного внимания Сторон.
НПО привествуют страны, которые привлекали общественность к подготовке
национальных отчетов, но вместе с тем отмечают, что участие представителей
гражданского общества может быть более эффективным. Для этого необходимо
надлежащим образом учитывать комментарии, полученные при подготовке отчетов.
НПО призвали Стороны улучшить формат отчетности и добавляют, что система
отчетности лишь выиграет при использовании унифицированных индикаторов.
Подобные индикаторы уже используются в некоторых региональных и глобальных
инициативах, таких как «Инициатива доступа». В дальнейшем, для обеспечения
эффективной реализации Конвенции, при подготовке отчетности, следует
принимать во внимание сильные и слабые аспекты, выявленные в процессе
подготовки.
Касаясь вопросов доступа к правосудию, НПО отмечают, что Конвенция и
соответствующие национальные законодательства не всегда соблюдаются.
Иногда информация предоставляется, участие общественности поощряется и
другие права иногда выполняются. Но в тех странах или ситуациях, где права и
экологическая демократия не соблюдаются, у граждан мало возможностей
что-либо предпринять, если они не имеют доступа к
правосудию. К сожалению, в этих странах, граждан и НПО ограничивают в
возможности найти правосудие в судах или других инстанциях.
В Кишиневской Декларации НПО (1999) и на Первой Встрече Сторон (Лукка,
Италия, 2002 г.)
НПО уже высказывались по поводу статьи 9 Конвенции, гласящей: "Без
эффективного доступа к правосудию Конвенция становится бессмысленным
документом". НПО призывали к действиям в своих Декларациях в Кишиневе
(1999), Дубровнике (2000) и Лукке (2002). Однако по прошествии времени НПО с
сожалением отмечают, что Стороны к ним не прислушались и налицо очень
маленький прогресс в решении проблем доступа к правосудию.
НПО отмечают, что Экспертная группа по доступу к правосудию документально
зафиксировала степень ограничений в доступе, однако она не имеет мандата для
решения этой проблемы. По мнению НПО, Экспертная группа должна продолжать
работу, и ее мандат должен быть расширен до Рабочей группы.
НПО также призывают Стороны обратить внимание - как в целом в регионе, так и
в собственных странах - на необходимость удаления существующих препятствий
на пути к правосудию вместо того, чтобы только изучать их.
Кроме того НПО особо призывают оказать финансовую поддержку гражданам для
реализации Конвенции и экологического законодательства, в том числе, с
учетом обязательств стран-доноров обеспечить финансирование юридических
консультаций, создание центров поддержки граждан при обращении в суд в тех
странах, где граждане и их организации встречают серьезные препятствия при
обращении в суд. В противном случае, НПО предлагают Сторонам не делать вид,
что третий столп - доступ к правосудию, обозначенный в Конвенции - в
действительности существует.
НПО считают также, что необходимо уделить особое внимание вопросам включения
решений по ГМО в сферу действия Конвенции.
Внесение ГМО в окружающую среду является потенциальным риском для здоровья,
окружающей среды и основ существования жизни на Земле. Последствия их
распространения могут быть необратимыми и поэтому жизненно важно, чтобы
общественность имела доступ к информации, участию в принятии решений и
правосудию по вопросам, связанным с ГМО.
Учитывая тот факт, что у ученых до сих пор нет единого мнения о безопасности
ГМО, и принимая во внимание Принцип 15 Декларации Рио, НПО призывают все
Стороны Орхусской Конвенции действовать в отношении ГМО на основе принципа
предосторожности, поскольку НПО особо обеспокоены распространением ГМО и его
бесконтрольным внедрением в Пан-Европейском
регионе, особенно в регионе ВЕКЦА. НПО считают, что назрела необходимость
создания четких положений о доступе к информации, участии общественности и
доступе к правосудию по всем решениям, связанным с ГМО.
Действующие положения Орхусской Конвенции не предусматривают обязательного
участия общественности в решениях по ГМО. Вместе с тем,Первая Встреча Сторон
постановила найти юридически обязательное решение сложившейся ситуации.
Однако несмотря на то, что 2,5 года назад Сторонами Конвенции и
государствами, подписавшими ее, было принято единогласное решение,
переговоры по этому вопросу продвигаются с большим трудом. НПО выражают свое
разочарование позицией Европейского Союза в этом процессе. В то
время, когда ЕС имеет одну из наиболее разработанных систем биобезопасности
в мире, он существенно препятствует предоставлению общественности права на
реальное участие и доступ к правосудию в рамках Конвенции.
НПО призывают государства-члены ЕС занять ведущую позицию в мире по созданию
совершенных систем биобезопасности с учетом компонента участия
общественности и прекратить лоббирование слабых положений об участии
общественности в системах биобезопасности вне ЕС. ЕС должен признавать и
учитывать интересы стран ВЕКЦА и согласиться на внедрение прогрессивных
и доступных положений о доступе к информации, участии общественности и
доступе к правосудию по вопросам, связанным с ГМО.
НПО вновь призывают все Стороны поддержать прогрессивную поправку к
Орхусской Конвенции по участию общественности в вопросах, связанных с ГМО,
которая определяет, какие решения по вопросам, связанным с ГМО, должны
регулироваться Конвенцией.
НПО считают, что Алматинская Встреча Сторон не должна стать мерпориятием, на
котором экологическая демократия была бы принесена в жертву сторонникам ГМО.
Это означало бы измену принципам Орхусской Конвенции и нанесло бы урон
авторитету Конвенции и государств-участников.
Поскольку решения, важные для окружающей среды, принимаются на международном
уровне, то усиление участия общественности в международных форумах является
очень важным. Это касается не только международных инстанций, которые
занимаются вопросами окружающей среды, но и других, таких как ВТО и
финансовые структуры.
Поэтому очень важно, что Орхусская Конвенция обязывает Стороны продвигать
принципы Конвенции для их применения на международных форумах (статья 3.7).
НПО удовлетворены тем фактом, что на Первой Встрече Сторон в Лукке было
принято решение помочь в этом Сторонам Конвенции.
Необходимо отметить, что переговоры о Руководящих принципах по участию
общественности в международных форумах были сложными, наблюдается тенденция
невыполнения Сторонами своих обещаний.
По мнению НПО, Руководящие принципы для обеспечения участия общественности в
международных форумах должны быть ясными и конкретными.
Они должны содержать предложения по всем трем основополагающим принципам
Конвенции. Необходимо также включить механизмы, которые дают возможность
общественности обжаловать нарушения или невыполнение правил и процедур (в
отношении доступа к информации и участия общественности, а также
неспособности международных форумов обеспечить реализацию своих решений в
сфере окружающей среды).
НПО выражают удивление, что некоторые Стороны выступают за формирование
Орхусских Руководящих принципов совместно с другими конвенциями и форумами и
выражают свое несогласие с этим, поскольку эти принципы адресованы Сторонам
Орхусской Конвенции, которые одновременно являются членами других
международных конвенций. НПО ожидают, что Стороны будут проявлять такую же
настойчивость в утверждении принципов открытости и демократии и в других
процессах.
НПО настаивают на том, что Руководящие принципы по участию общественности в
международных форумах должны быть приняты на этой Встрече, чтобы на
следующей уже можно было оценить их эффективность и необходимость улучшения.
Перенос этого решения на следующую Встречу
Сторон будет означать сопротивление выполнению юридически обязательных
требований Орхусской Конвенции и нанесет урон авторитету Сторон.
НПО приветствуют работу Комитета по соблюдению Орхусской Конвенции,
проведенную между первой и второй Встречами Сторон и призывают утвердить
проект решения по обзору соблюдения Конвенции, а также усилить поддержку
Комитета по соблюдению.
В случае серьезного несоблюдения Стороной Конвенции, Встречи Сторон не
должны рассматривать никаких предложений по оказанию ей финансовой поддержки
до восстановления основных прав граждан.
НПО хотели бы затронуть также вопрос участия общественности в принятии
стратегических решений, законов и правил.
С принятием Протокола по стратегической экологической оценке к Конвенции
Эспоо, был внесен вклад в реализацию статьи 7 Орхусской Конвенции. Тем не
менее, НПО с сожалением отмечают отсутствие серьезных намерений воплотить ее
в жизнь, а также отмечают нереализацию положений статьи 8.
НПО призывают Стороны Орхусской Конвенции взять на себя ведущую роль в
реализации участия общественности на стратегическом уровне и предлагают
создать специальную рабочую группу.
НПО приветствуют мероприятия по наращиванию потенциала, предпринятые и
поддержанные Сторонами и Секретариатом Конвенции.
Обзор выполнения Конвенции показал, что необходимо дальнейшее развитие
потенциала. В частности, в сферах, касающихся трансформации Орхусской
Конвенции в законодательства стран; образования работников судопроизводства,
государственных служащих; повышения уровня
информированности населения; развития НПО и гражданского общества.
НПО призывают страны, подписавшие Протокол РВПЗ, ратифицировать его в
течение следующих двух лет.
НПО считают важным следовать механизму и процедурам Соблюдения Орхусской
Конвенции при разработке собственных процедур Соблюдения.
НПО одобряют работу Секретариата Конвенции и призывают Стороны продолжить
необходимую поддержку Секретариата, а также настаивают на том, чтобы
Орхусский процесс и впредь оставался таким же открытым и доступным, как до
сих пор. Сторонам следует прекратить практику закрытых многосторонних сессий
- это не соответствует духу Конвенции.
НПО благодарны правительствам, которые поддержали участие представителей
гражданского общества и НПО в процессах Орхусской Конвенции, и особенно в
нынешней подготовительной встрече НПО. И надеются, что и в будущем
правительства поддержат участие НПО в процессах Орхусской Конвенции.
Дополнительная информация:
Мара Силина,
Европейское экологическое бюро/«ЭКО-Форум»:
электронная почта: mara.silina@eeb.org
Лидия Астанина,
Агентство экологических новостей «Greenwomen»:
электронная почта:
greenwomen@nursat.kz.
ПРИ ПОЛНОМ ИЛИ ЧАСТИЧНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИИ
ССЫЛКА НА АГЕНТСТВО ОБЯЗАТЕЛЬНА!
|