01/04/2005
******************* В 22 апреля, в День Земли,
проводится Глобальный День действий против стойких органических
загрязнителей (СОЗ).
Население пока мало информировано о рисках и опасностях СОЗ. Агентство
Экологических новостей «Greenwomen» выступило с инициативой поддержать эту
акцию в Казахстане.
СОЗ – это группа ядовитых химических веществ. Они трудно разлагаются и
переносятся на большие расстояния по воздуху, воде, а также мигрирующими
животными. Даже в малых дозах,
СОЗ представляют угрозу для человека и природы (СОЗ способны
аккумулироваться в жировых тканях живых организмов и их концентрация, по
мере перемещения по пищевой цепи, может
возрастать в тысячи и десятки тысяч раз).
СОЗ вызывают онкологические заболевания, аллергию и гиперчувствительность,
повреждения центральной и периферической нервных систем. Некоторые из СОЗ
могут вызывать расстройства
эндокринной системы; изменяя гормональную систему, наносят вред
репродуктивной и иммунной системам нескольких поколений людей.
Во многих странах мира введены специальные меры для управления этими
вредными веществами. Однако, поскольку СОЗ обладают устойчивостью к
разрушению и способностью пересекать
границы, страны начали искать возможность сотрудничества.
17 мая 2004 г. вступила в силу Стокгольмская конвенция о стойких
органических загрязнителях (СОЗ) - первый глобальный договор по запрещению
наиболее ядовитых химических веществ.
Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях направлена на
окончательное уничтожение ядовитых химических соединений и особенно,
двенадцати химических соединений, которые еще называют «грязной дюжиной» -
ДДТ (дихлор-дифенил-трихлорэтана), алдрина, диэлдрина, эндрина, хлордана,
мирекса, таксофена, гептахлора, ПХБ (полихлорбифенилов), ГХБ (гексахлорбензола),
ПХДД (полихлордибензодиоксинов), ПХДФ (полихлордибензофуранов).
Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ) была
подписана в 2001 году, после нескольких лет переговоров, представителями
более чем 120 стран. После того, как 50 стран официально ратифицировали ее,
Конвенция вступила в силу.
Из стран СНГ на сегодняшний день Стокгольмскую конвенцию подписали Грузия,
Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина, ратифицировали
- Армения и Азербайджан.
Согласно Конвенции, стойкие органические загрязнители должны быть запрещены
для использования, их производство должно быть прекращено, а все запасы
уничтожены. Кроме того, СОЗ запрещено транспортировать через границы стран,
присоединившихся к Конвенции.
Стокгольмская конвенция по СОЗ первоначально охватила 12 веществ, которые
условно делятся на:
а) пестициды: альдрин; дильдрин; эндрин; гептахлор; ДДТ; мирекс; токсафен;
хлордан; гексахлорбензол (является также промышленным СОЗ и отходом
производства).
б) промышленные вещества (полихлорированные дифенилы – ПХД)
Это химические вещества, используемые в промышленности, обладают всеми
свойствами СОЗ. В то время как сообщается о прекращении производства ПХД,
они продолжают использоваться
или храниться.
ПХД применяются в трансформаторах и конденсаторах. ПХД, содержащие масло,
используется в теплоносителях, в гидравлических системах, насосах или
переключателях. ПХД могут
содержаться в смазках, клеящих составах, красках, красителях и др.
в) побочные продукты (диоксины и фураны)
Термин «диоксины» относится к родственным соединениям полихлорированных
дибензодиоксинов (ПХДД) и полихлорированных дибензофуранов (ПХДФ).
ПХДД/ПХДФ образуются как побочные продукты во многих промышленных процессах
и при горении. Следовательно, невозможно ликвидировать диоксины и фураны
путем запрета их
производства и применения. Следует предпринять другие действия для снижения
выбросов ПХДД/ПХДФ в окружающую среду и для сведения к минимуму их
воздействия на человека.
Для Казахстана (в частности, для сельскохозяйственного сектора страны) одной
из серьезных проблем в сфере СОЗ является накопление в больших количествах
запрещенных,
нежелательных и устаревших пестицидов.
В начале 2004 г. была закончена предварительная инвентаризация устаревших и
нежелательных пестицидов. Этот проект был осуществлен в рамках проекта UNDP/GEF
«Начальная помощь РК
по выполнению обязательств по Стокгольмской конвенции».
Целью инвентаризации была идентификация мест с устаревшими,
незарегистрированными, разрушенными складами, в которых хранятся пестициды,
идентификация компонентов, содержащих СОЗ и их смеси; определение количества
нежелательных пестицидов и упаковки, в которую они были заключены.
По итогам инвентаризации, общее количество пестицидов и их смесей, найденных
в течение инвентаризации складов «Сельхозхимии», бывших колхозных и
совхозных складов, складов
сельскохозяйственной авиации, составило 1500 тонн. Количество
непосредственно СОЗ составило 41,7 тонну. Такая работа была проделана
впервые после распада бывшего Союза, но это
была лишь предварительная инвентаризация.
Сегодня в стране хранятся большие количества неучтенных пестицидов.
Импортированные в 60-80-х годах вещества и неиспользованные их запасы
зачастую хранятся сваленные в кучу, в
неприспособленных, обветшавших помещениях с просачивающимися крышами.
Значительные количества пестицидов найдены в местах с полностью разрушенными
складами, которые не упомянуты в официальных материалах.
Оценка устаревших пестицидов, захороненных в закрытых и функционирующих
местах захоронения, все еще делается. В конечном итоге, они должны быть
извлечены и захоронены в
соответствии с требованиями Стокгольмской Конвенции по СОЗ.
Главные причины, ведущие к накоплению устаревших пестицидов:
- запрещение использования закупленных ранее химикатов вследствие их
высокотоксических свойств или экологической опасности;
- падение спроса на пестициды из-за их низкой эффективности, плохого
хранения и риска возгорания;
- поврежденная упаковка, в которой содержались химикаты;
- истечение сроков хранения (некоторые пестициды и их компоненты были
закуплены для сельскохозяйственных нужд более 40 лет назад).
Во время инвентаризации были осмотрены 140 мест хранения; только 57 из
них функционируют; 83 бывших склада «Сельхозхимии» полностью разрушены.
Смеси пестицидов с почвой или
минеральными удобрениями были найдены в различных регионах. В среднем, доля
неопознанных смесей пестицидов составила 72 % от общего количества найденных
пестицидов. Вполне
возможно, что эти смеси могут также содержать СОЗ.
В соответствии с результатами инвентаризации, количество тары, подлежащей
захоронению, составило 300 тыс. штук. Тара представляет опасность для
здоровья человека, так как она
широко используется для бытовых целей (хранения продовольствия и воды).
Население мало знает об этой опасности.
Инвентаризация показала важность проектирования, строительства и
обслуживания мест захоронения для токсичных отходов. В настоящее время,
Казахстан имеет только два
функционирующих места захоронения подобных отходов (в Кустанайской и
Павлодарской областях).
Предварительная инвентаризация высветила множество проблем в сфере
управления химикатами. Это, например:
1. отсутствие структур для управления устаревшими пестицидами и
государственного органа, ответственного за это управление;
2. отсутствие специальных законов или актов, регулирующих подобное
управление;
3. нехватка специальных химических лабораторий; слабая техническая база
существующих;
4. существующие склады хранения пестицидов часто не удовлетворяют
требованиям и стандартам для хранения опасных химических веществ.
Значительные количества нежелательных и устаревших пестицидов и плохие
условия хранения их и тары, возможность несанкционированного доступа и
неконтролируемого использования тары для бытовых целей, большие риски для
человеческого здоровья и окружающей среды, особенно во время природных
бедствий и инцидентов, вызванных человеческой деятельностью (наводнение,
пожары, катастрофы и т.д.) поднимают проблему включения устаревших
пестицидов в список экологических и социальных проблем первостепенной
важности в Казахстане, которые требуют немедленного и эффективного решения.
И в частности, скорейшей ратификации Казахстаном Стокгольмской Конвенции.
Экологические НПО Казахстана уже выступали с Обращениями к правительству и
ряду государственных органов с призывом ускорить ратификацию Стокгольмской
Конвенции.
Поскольку Конвенция предполагает участие общественности в вопросах,
связанных с ядовитыми веществами, НПО Казахстана считают, что необходимо
разработать механизмы и процедуры
общественного участия, принципы взаимодействия с представительной и
исполнительной властью по вопросам, связанным с ядовитыми химическими
веществами.
НПО считают также, то необходимо осуществить гармонизацию национального
законодательства и Стокгольмской конвенции; разработать специальные
национальные законы о СОЗ либо отразить вопросы СОЗ в действующем
экологическом законодательстве. Необходимы более масштабные и детальные
исследования и анализ воздействия СОЗ на здоровье населения в отдельных
регионах; исследование и анализ существующих технологий по уничтожению СОЗ
(с точки зрения их безопасности для здоровья людей и состояния окружающей
среды); пропаганда экологически «чистых» технологий.
Необходимо также создание баз данных о СОЗ в странах Центральной Азии;
выявление «горячих» точек - например, мест с запасами устаревших химикатов и
т.п. и предоставление общественности результатов инвентаризации и других
материалов по СОЗ.
Существует необходимость создания органа общественного контроля над запасами
и отходами производства, содержащими СОЗ, а также над действиями
промышленных предприятий, связанных с СОЗ; участие общественности в
выявлении несанкционированных запасов устаревших и запрещенных пестицидов.
Необходимо также информировать население об угрозах, которые несут ядовитые
химические вещества.
Нелишним будет и издание специальных пособий о СОЗ для населения; введение
учебного курса по СОЗ в школах, вузах и других учебных заведениях..
ПРИ ПОЛНОМ ИЛИ ЧАСТИЧНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИИ
ССЫЛКА НА АГЕНТСТВО ОБЯЗАТЕЛЬНА!
|