Green women
новости :: проекты :: партнёры :: о нас

ГОРОД 21 ВЕКА | АРХИВ 

<< НАЗАД :: ОГЛАВЛЕНИЕ >>

The Town of the XXI Century
Серия докладов об экологической ситуации в Центральной Азии

Экология Прикаспия - последняя линия обороны
 в преддверии большой нефти

Будут деньги - будет и экология...

Основными причинами аварийных разливов нефти из трубопроводов являются: коррозия металла (внутренняя - 86%, наружная - 5,3%), заводской брак, дефекты строительно- монтажных работ, механические повреждения.

Кроме того, на отечественных нефте- и продуктопроводах отсутствуют надежные системы предотвращения и локализации аварийных ситуаций. Система учета потерь нефти и нефтепродуктов на этапах добычи, сбора, хранения, транспортировки и переработки не отвечает современным требованиям ресурсосбережения.

Указанные обстоятельства создали реальные источники негативного техногенеза со стороны нефтегазовых объектов (концентрация вредных веществ вблизи источников загрязнения превышает ПДК в 10-100 раз).

Все эти факты, цифры и прогнозы звучали с трибуны конференции в Атырау. Как, впрочем, были и попытки ответить на вопрос, как снизить негативное воздействие предприятий нефтегазового комплекса на окружающую среду? Как? Разные системы, множество подходов. (Все это хорошо и осуществимо, когда есть деньги, смеем заметить.)

Проект века, или старая сказка на Новый Год

Весьма идеализированную картину из будущего КТК - самого ближайшего и наиболее реального супертрубопровода нарисовал директор института "Каспиймунайгаз" А.Нысангалиев: "Главным условием проекта КТК является забота о технической и экологической безопасности нефтепровода. КТК строго соблюдает все федеральные и региональные законы о защите окружающей среды. Процесс строительства и эксплуатации нефтепровода будет соответствовать самым строгим международным стандартам. На обеспечение безопасности и защиты окружающей среды КТК выделяет 395 млн долларов США.

Маршрут нефтепровода будет положен таким образом, что негативное воздействие на сельскохозяйственные угодья, пляжи, водоемы, леса и другие экосистемы, расположенные вдоль трассы, будет сведено к минимуму или вообще исключено. По завершении строительства качество и плодородие почвы будут полностью восстановлены.

КТК будет проводить работы в соответствии с тщательно разработанной техникой безопасности. С начала строительства трубопровода и в течение всего периода его использования за технической и экологической безопасностью будет круглосуточно наблюдать специальная служба.

Вероятность утечек крайне мала, тем не менее уже на стадии разработки в проект заложены специальные системы обнаружения, локализации и ликвидации аварий. С помощью специальной системы диспетчерского контроля и сбора данных информация о потоке нефти будет поступать в контрольные центры, расположенные по всей протяженности трубопровода. В случае обнаружения утечек или нарушения герметичности, система автоматически перекроет трубопровод.

Не только сам нефтепровод будет изолирован от окружающей среды: все емкости нефтехранилищ будут оснащены "плавающими" крышами с двойной изоляцией по кромке, что полностью исключит утечку любых сопутствующих газов.

До закачки в трубопровод вся нефть будет подвергаться обработке для удаления коррозийных и агрессивных примесей, в первую очередь сероводорода (H2S). Будут также удалены или нейтрализованы меркаптанные соединения серы, вызывающие неприятный запах тенгизской нефти. В результате этих стандартных эксплуатационных мероприятий по трубопроводу КТК пойдет нефть с меньшим содержанием серы и меньшими коррозийными свойствами, чем нефть, поступающая в Новороссийск сегодня.

Для всех отрезков трассы и всех объектов трубопровода будут разработаны планы оперативного реагирования и подготовлены средства ликвидации последствий утечек и разливов. Все сотрудники трубопровода пройдут профессиональную подготовку по ликвидации аварий и будут регулярно участвовать в соответствующих учениях. На морском терминале будут круглосуточно находиться бригады по ликвидации аварийных разливов нефти, а также специальное оборудование - нефтесборщики, заградительные боны и специальные катера..."

Нам остается поверить в эту сказку и здравый смысл наших ученых. Может быть и Казахстан придет к международным стандартам.

Нефтедоллары прошуршат, как фанера над Парижем

По данным ЮНЕСКО, на начало 90-х годов общие капиталовложения в охрану окружающей среды в промышленно развитых странах составили около 11,3% от всей суммы инвестиций в нефтегазовый комплекс. Более 60% из них приходится на охрану воздушного бассейна: сокращение вредных выбросов и дыма в атмосферу, снижение выбросов из парогенераторов, котельных.

В США принят специальный Закон "О чистом воздухе", содержащий перечень 189 химических веществ, выбрасываемых промышленными предприятиями в атмосферу и подлежащих обязательному контролю. В соответствии с этим законом, источник, выбрасывающий хотя бы одно из перечисленных веществ в количестве более 10 т в год, должен быть обязательно оснащен оборудованием и системой контроля за выбросами, которые предотвращали бы превышение установленных норм.

Если до 1995 года нормы были нацелены на стабилизацию выбросов в атмосферу на уровне 1990 года, то к 2000 году, как утверждают западные экологи, все предприятия должны будут обеспечить снижение вредных выбросов в атмосферу дополнительно на 10%, а к 2005 году - уже на 20%. Предприятия, не уложившиеся в новые природоохранные рамки, будут вынуждены выплачивать огромные штрафы, равносильные убыткам от закрытия производства.

Около 25% инвестиций в охрану окружающей среды связаны с очисткой воды - реконструкцией и строительством новых сооружений по очистке сточных вод.

Пока же в Казахстане принята Советом безопасности РК концепция экологической безопасности РК. Есть новые экологические законы - об экологической экспертизе, об охране окружающей среды и особо охраняемых территориях.

Но вместе с этим казахстанцы знают, что на природоохранные программы в стране в год на одного человека расходуется около $0,5, а на квадратный километр территории - до $1,5. 20% смертей - по причине плохой экологической обстановки (согласно проекту "Казахстан-2030").

Нефтедоллары не должны прошуршать, выражаясь языком слэнга, как фанера над Парижем. Экологические расходы природопользователей, хотят они того или нет, должны составить необходимые 3-5% ВВП, как это делается в странах, которые сегодня называют себя стратегическими партнерами Казахстана.

Использованы материалы научно-производственной конференции "Основные проблемы эксплуатации магистральных нефтепроводов Казахстана", доклады и отчеты НПДООС/УР РК, публикации местной прессы, международных изданий и сообщений корреспондентов агентства экологической информации "Greenwomen"

<< НАЗАД :: ОГЛАВЛЕНИЕ >>

ГОРОД 21 ВЕКА | АРХИВ 

новости :: проекты :: партнёры :: о нас

Copyright © 2003 Solo design